"Удивительно, ведь юноша с лютней кисти Караваджо обретается в нашем Эрмитаже. Однако эта картина по отношению к тем шедеврам, что привезены на выставку в ГМИИ "Караваджо. Собрания из музеев Италии и Ватикана", выглядит как плохая копия, - именно этим пассажем в адрес эрмитажной картины открывает свою статью автор. Далее он пишет: "Почему же картины из итальянских музеев вдохновлены свободной манерой письма и удивительной энергией? А наш "Лютнист" неотличим от скучной живописи болонских академистов, братьев Карраччи прежде всего. Все дело в технологии реставрации... Так почему же так разительно отличаются "Юноша с корзиной фруктов" из римской галереи Боргезе и "Юноша с лютней" из Эрмитажа? Все дело в том, как мы относимся к наследию. Хотим ли мы его видеть живым или воспринимаем однотонной гризайлевой фотопечатью. В Эрмитаже мне сказали, что, дескать, при очистке старых полотен снимается верхний красочный слой. Обидно..."

Действительно, все дело в том, КАК мы относимся к художественному наследию.
Именно заботой о хранимых в Эрмитаже произведениях мировой культуры и руководствуются сотрудники музея, выбирая консервативную стратегию реставрации.
Шедевру Караваджо повезло. Полотно, приобретенное на аукционе в Париже в 1808 году из собрания Джустиниани (Рим), отличалось хорошей сохранностью. За всю историю нахождения в Эрмитаже картина "Юноша с лютней" не подвергалась существенным реставрационным вмешательствам. Ни реставраторы Императорского Эрмитажа, ни специалисты по реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа не проводили расчисток. Сохранен лак, как авторский, так и поздний. И сегодня состояние эрмитажного полотна Караваджо можно считать вполне удовлетворительным.
Технологии научной реставрации в Эрмитаже принципиально не преследуют цель добиться яркости и блеска живописи ради экспозиционной привлекательности. Музейные специалисты видят свою задачу в том, чтобы сохранить аутентичность произведения, руководствуясь принципом - "Не навреди".
Конечно, современные экспертные методики дают возможность в процессе реставрации выявлять слои разновременного лака, поздние записи и поновления, но только опыт и профессионализм позволяют избежать ошибок при раскрытии живописи. Мы считаем, что прибегать к радикальным процедурам следует исключительно в том случае, когда этого требует состояние памятника. Научную реставрацию можно сравнить скорее с лечением, а не с косметической медициной.

    


Юноша с лютней

Около 1595 г.
Караваджо (Микеланджело Меризи Караваджо)


 

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены