Интервью газете "Известия"
2 апреля 2004 г.

- Михаил Борисович, можно ли де-юре считать Константиновский дворец эрмитажным филиалом?
- И да и нет. Дело в том, что помещения находятся в оперативном управлении комплекса "Дворец конгрессов" и Управления делами президента. Оперативное управление означает, что полную ответственность за эти помещения несут они. Но музейную часть, как составляющую Константиновского дворца, "обустраиваем" мы, Эрмитаж. Мы же занимаемся и интерьерами дворца в целом. По сути, проводится оригинальный эксперимент, в России аналогов не имеющий: просветительской и политической деятельностью занимается дворец, сугубо музейной - мы. Не забудьте, что, кроме VIP-персон, во дворец приходят и обычные посетители - экскурсанты. Сейчас даже получено разрешение на посещение кабинета главы государства, все это, разумеется, в те дни, когда в Константиновском проходят мероприятия государственного уровня.

- Насколько я знаю, отношения между Эрмитажем и Дворцом конгрессов одно время были несколько напряженными: это касалось, в частности, экспонатов во внемузейной зоне дворца. Вроде бы даже предполагалось, что и во внемузейной зоне будут постоянно находиться подлинные эрмитажные вещи...
- Я бы сказал так: у нас возникало недопонимание по поводу климата... Сейчас никаких обострений у нас нет, мы проводим мониторинг здания, наблюдая за влажностью, температурой, климатом и другими параметрами. Это очень подвижная система, поскольку здание абсолютно новое - ему нет еще и года. Разумеется, для музейной зоны перечисленные мною параметры имеют особое значение, и мы особо за ними следим. По поводу подлинников и копий: во внемузейной зоне никаких эрмитажных подлинных вещей не будет. Мы разработали специальную программу по изготовлению копий с эрмитажных вещей для конгрессной зоны Константиновского дворца. Вот эти копии и будут размещаться в Константиновском дворце. Причем копийные экспонаты для интерьеров будут подобраны так, чтобы об их "прототипах" можно было рассказать, сделав "привязку" к истории России. Дворец и сам будет формировать собственную коллекцию - покупать вещи и принимать дары.

- А что будет показано в музейной зоне, которую вы назвали филиалом Эрмитажа?
- Мы уже открыли в Константиновском экспозицию "Государственная символика России". Есть и постоянная экспозиция "Музей геральдики", охватывающая историю происхождения герба как знака, символизирующего личность, общность и государство. Туда включены античные вазы, монеты Древней Греции, Рима и Византии. Есть великолепные памятники нумизматики и предметы декоративно-прикладного искусства. Например, экспонируется шпалера с гербом Ришелье. Мы показываем и гербы известнейших российских дворянских родов - Шереметевых, Строгановых, Юсуповых. Вообще мы стараемся показать в Константиновском то, чего люди не видят в Эрмитаже: ведь посетитель, особенно если он большой государственный деятель, как правило, идет по определенному, заданному маршруту и, например, до нумизматики просто не доходит - у него нет времени. А мы в Константиновском показываем ордена, монеты, все то, что чрезвычайно интересно, но находится в Эрмитаже как бы на периферии обычного маршрута. Например, у нас есть залы, посвященные наградам. Там не только ордена, учрежденные Петром I, но и награды Белого движения времен Гражданской войны.

- А современную политическую жизнь России в знаках и символах будете показывать?
- У нас есть идея показать президентскую цепь, которую надевает глава государства на инаугурации. Будут, надеюсь, и другие вещи, связанные с именами и знаковыми событиями в современной истории... И не очень современные: мы предполагаем привезти из Алмазного фонда Кремля императорские короны.

- Эти короны покинули Петроград в 1918 году и так и не вернулись в Эрмитаж. Не опасаетесь, что это может быть истолковано как попытка Эрмитажа вернуть экспонаты?
- Ну, когда мы привозим, например, "Мадонну Альбу" из Национальной галереи Вашингтона, никто же не говорит о том, что мы хотим ее вернуть. А здесь вообще речь идет о государственном имуществе. (Улыбается.)

- В эрмитажных планах, уже не касающихся Константиновского дворца, выставка об истории моды. Эрмитаж теперь тяготеет к современному искусству, но мода, по-моему, в сферу его интересов пока не входила?
- Почему же не входила? Мы устраивали экспозиции, посвященные истории костюма. Теперь, в 2005 году, у нас будет совместный проект с парижским Музеем моды. Причем эта идея, предложенная журналом "Elle", тоже эксперимент: будут экспонироваться костюмы из коллекции Эрмитажа, а вокруг них изделия модельеров - лидеров моды с 1917 года до наших дней. Одним из претендентов на статус куратора выставки является Лагерфельд. Кстати, вероятно, выставка будет очень академичной.

- Эрмитаж закончил обработку статистической информации о посетителях, которые приходят сюда в так называемый бесплатный день - ведь теперь раз в месяц, в четверг, ваш музей стал общедоступным. Каковы результаты?
- Если обычно к нам приходят три тысячи человек в день, в бесплатный день - четыре с половиной тысячи. 70 процентов из них - петербуржцы. Любопытно, что три четверти этих петербуржцев - женщины. Из непетербуржцев - половина мужчин, половина женщин. Мы задавали посетителям вопрос: не велика ли наша льготная цена на билеты. ("Льготниками" Эрмитаж считает всех граждан России, цена на билет для них - 100 рублей, школьники и студенты имеют право бесплатного посещения этого музея всегда. - "Известия"). Так вот, большинство ответили, что эта цена абсолютно приемлема.

Полностью с интервью можно познакомиться на сайте газеты "Известия" http://www.izvestia.ru/culture/article46182

 

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены