|
|
|

Новые приключения фамильного серебра
Газета "Московский новости" №221(221)
17 апреля 2012 г.
О возможной судьбе найденного в особняке Нарышкиных клада по просьбе "МН" рассказала доктор исторических наук, советник директора Государственного Эрмитажа Юлия Кантор.
Информация о том, что уникальный клад, обнаруженный при реставрации бывшего особняка Нарышкиных, попадет в Константиновский дворец, взбудоражила и журналистов, и искусствоведов, и музейщиков едва ли не в большей степени, нежели сама находка. Инициатива размещения сокровища в петербургской резиденции главы государства, по данным источника со Старой площади, исходила от управляющего делами администрации президента Владимира Кожина.
"Художественную ценность клада еще предстоит выяснить, и сделать это должны профессионалы. Но уже сейчас очевидно, что не меньший, а, возможно, больший интерес представляет его история. Необходимо исследовать документы, находившиеся в схроне вместе с серебряной посудой, ордена. Собственно, речь обязательно должна идти о комплексном изучении уникальной находки, - говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Только после того как находку изучат специалисты, после того как ее отреставрируют, что займет немало времени, можно будет решать вопрос, где она будет находиться на постоянном хранении". Эрмитаж сегодня располагает лучшей не только в нашей стране, но и в Европе мастерской по реставрации изделий из драгоценных металлов, оснащенной самым современным оборудованием. Кроме того, эрмитажные специалисты несколько лет назад имели успешный опыт исследования и реставрации серебряного клада владелицы петербургской фабрики обоев Лихачевой, найденного еще в советское время в принадлежавшем ей до революции доме. Благодаря этой работе доступной обозрению стала обширная коллекция фамильного столового серебра и, что не менее важно, стала известной ее история - по наборам предметов, клеймам, датам изготовления и именным гравировкам эрмитажные специалисты воссоздали интереснейшую семейную биографию одной из богатейших купеческих династий.
По результатам первичного осмотра клад Нарышкиных еще более интересен для исследователей - фамильное серебро родовитых дворян, собиравшееся несколькими поколениями, делавшееся по персональным заказам лучшими российскими фирмами, вкупе с документами и орденами сулит много открытий. Пока неясно, все ли сокровища, попавшие в тайник, принадлежали Нарышкиным. Фамильный герб имеется только на одном сервизе, сделанном, по предварительным оценкам эрмитажных специалистов, в 60-70-е годы XIX века в неорусском стиле и уникальном по полноте - такого сегодня нет ни в одном из российских музеев. Остальные серебряные вещи "анонимны". Их происхождение еще предстоит установить. Кстати, поразительная сохранность найденных вещей - отсутствие патины, коррозии, свежесть позолоты и т.д. - породила предположения, что клад формировался не единовременно. Одна из версий - он мог быть пополнен уже после революции и даже в постсоветское время. Эту сторону детективной истории могут помочь раскрыть, в частности, ткани, в которые были завернуты предметы, - экспертиза способна установить время их изготовления.
Эрмитаж отнюдь не настаивает на том, чтобы после реставрации и комплексного историко-искусствоведческого изучения клад остался в этом музее. Он может попасть и в Русский музей, и в Павловск и даже остаться в самом особняке Нарышкиных. Дело в том, что здание, являющееся собственностью города, вероятно, перейдет фирме "Интарсия", которая сейчас его реставрирует. Интерьеры особняка неплохо сохранились до наших дней - здесь после революции размещались поочередно общество "Знание", ленинградское управление по делам искусств и другие государственные культурно-просветительские учреждения. Будущий хозяин готов обсуждать открытие в особняке, являющемся памятником архитектуры, музей истории дома и его хозяев. Это намерение поддержано и городским комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП), "поскольку находка является неотъемлемой исторической принадлежностью памятника". КГИОП также поддержал предложение о передаче "находки века" в Эрмитаж для реставрации, исследования и временного экспонирования. (На днях, кстати, в новейшей истории клада возник еще один фигурант - живущая во Франции 84-летняя Натали Нарышкина, проявившая активный интерес к фамильной находке.)
Неожиданное императивное вмешательство администрации президента в историю с кладом выглядит настораживающе. Клад должен был переехать в Константиновский дворец уже в пятницу, то есть через сутки после того, как закончилось технико-статистическое описание серебряных предметов, - без экспертизы, исследования происхождения и реставрации. Этого пока не произошло из-за отрицательной позиции музейного сообщества. По мнению Михаила Пиотровского, куда бы ни был помещен клад, он должен экспонироваться как единое целое и не может быть разрознен. Администрация президента, по некоторым данным, интересуется только серебром, а не остальными частями исторического сокровища. Судьба не имеющих музейного статуса предметов клада Нарышкиных уязвима - столовое серебро при желании можно будет использовать по прямому назначению.
|