Взгляд из Эрмитажа. Портрет музея на фоне города
Статья в газете "Санкт-Петербургские ведомости"
31 января 2008 г. (N 017)

На днях мы представили новый международный проект "Эрмитаж 2014. Мастер-план".

В 2014 году музею исполняется 250 лет. Обычно учреждения, когда им предстоит юбилей, обращаются в Москву, добиваются указов правительства и президента о праздновании, выпуске монет, добавлении денег на реставрацию...

Вероятно, мы тоже будем это делать. Но первое, с чего начнем - проведем исследования о том, каким должен быть музей в ХХI веке. Универсальный музей в таком городе, как Петербург.

Мы полагаем, что пришло время задуматься об итогах развития музейного дела на рубеже ХХ - ХХI веков, посмотреть, что надо сохранить, а от чего избавиться.

Музеи доказали, что умеют жить в рынке, умеют зарабатывать, но убедились, что с этим не все так просто. Критерии рынка не должны стать критериями музейной жизни. У нас другие показатели успеха. Достаточно, что на рынок постоянно оглядываются власти и государство. Они сегодня начинают говорить, что доходы музеев - часть государственного бюджета, хотят все больше финансировать нас из этих доходов. Следующий этап - музеи будут упрекать в том, что они мало зарабатывают.

На этом фоне уже сейчас приходится избегать многих подводных камней. Скажем, наши социальные начинания вступают в конфликт с налоговым законодательством. Уже возникли проблемы со льготами, которые мы даем посетителям, с бесплатным днем посещений. По действующим законам, музей может устроить бесплатный день, но должен за это заплатить налог. Безумная идея упущенной выгоды!

К счастью, не все в нашей работе определяется юридической казуистикой. Есть и чисто профессиональные, музейные сферы, где мы достигли определенных успехов. Скажем, научились пользоваться новыми технологиями. Эрмитаж - один из самых продвинутых музеев в этой области. У нас хороший сайт, который постоянно обновляется, современная техника в залах. Но и в этом отношении есть свои нюансы: визуальная интерактивность важна, но она должна быть там, где это уместно - для детских программ, в залах, где не обойтись без объяснений... Никакие новые технологии не способны заменить музей. Самый лучший диск не станет адекватен даже одной подлинной вещи. Люди, кстати, это понимают, поэтому стоят в очередях на выставки.

Еще один современный вопрос: соотношение виртуальности, театральности и подлинности. Музеи мира привыкли делать эффектные выставки, где есть музыкальное и театральное сопровождение. Это привлекательно, но стоит задуматься, в какой степени мы теряем музейную специфику.

Многие музеи сегодня расширяются. Это тоже тенденция ХХI века. Знаменитые архитекторы по всему миру строят музейные здания. Опыт показал, что не так уж трудно найти деньги, дабы призвать именитого архитектора. Сложнее найти средства, чтобы в дальнейшем содержать новые здания. И совсем непросто наполнить эти здания вещами, на которые люди хотели бы смотреть. Музеи начинают разрастаться выше своих возможностей. Сегодня в мире нередка такая ситуация: здания, стоящие немалых денег, напичканные техникой, стоят пустые. Туда мало кто ходит. Страшно потерять музейный дух!

Иногда и про Эрмитаж говорят, что он огромен, вмещает больше, чем может показать. Эрмитаж и вправду велик, пока не "слишком", но уже на грани. Если мы завершим реконструкцию Главного штаба, сделаем Музей гвардии и открытое фондохранилище, наступит предел. Пока это размышления на уровне ощущений.

Не полагаясь на ощущения, мы и решили сделать совместный проект "Эрмитаж 2014. Мастер-план" с исследовательской группой АМО голландского архитектурного бюро Рема Колхааса. Это знаменитый архитектор, с которым мы уже работали. Он делал проект выставочного центра Эрмитаж-Гуггенхайм в Лас-Вегасе, выступал консультантом реконструкции Главного штаба, предложил свое видение использования исторического здания. Тогда же мы решили, что проведем совместное исследование о том, каким может быть музей в ХХI веке.

Сразу скажу, исследование экспериментальное. Речь идет о том, что команда Колхааса и команда Эрмитажа будут работать над проектом в течение года. Задача - понять, что такое музей сегодня, как он ощущает себя, какие у него пути движения дальше. Исследование финансируется Эрмитажем, правительством Голландии, обществом "Друзья Эрмитажа" и российской фирмой "Меркури".

Анализ строится на идее архитектуры. Сейчас слово "архитектура" широко употребляется в качестве термина - архитектура события, международных отношений... Все исходят из того, что в этом понятии есть такая замечательная вещь, как золотое сечение. Используя этот принцип, можно строить любые отношения. Участие архитекторов в наших исследованиях о функционировании музея - ход, вполне соответствующий времени.

Мы хотим создать "портрет" и "автопортрет" музея. Будет произведен анализ-исследование каждого помещения Эрмитажа. За всю историю у этих помещений были разные функции. Допустим, там, где была библиотека Вольтера, теперь залы Босфора, в Главном штабе в разное время располагались министерства и тюрьма... Надо понять, как сочетаются историческая "многослойность", архитектура, интерьеры и коллекции. С этой точки посмотрим, что делать дальше, поймем, что требует традиция от современных музейных экспозиций.

Второе направление работы - Эрмитаж как музей. Мы проведем анализ выставочной политики музея. Как вместе функционируют центр и фондохранилище? В какой степени фондохранилище может заменять музей?

При этом акцент делается на Эрмитаж как музей универсальный. Я не раз говорил, что это особая категория музеев, возникших в имперское время. Там идет диалог культур. Как это работает сегодня?

С музеями мира мы эту проблему обсуждали на заседании в ЮНЕСКО. Наглядный пример - проблемы Британского музея. На него нападают со всех сторон, требуют вернуть вещи, которые туда попали из разных стран. Музей отвечает, что в Лондоне теперь живут представители разных стран и народов, причем большими общинами. Британский музей создает художественные события для этих общин - выставки, акции. Это новая функция универсального музея.

И мне задают вопросы, будут ли в Эрмитаже православные выставки и выставки исламского искусства. Часто приходится слышать, что в нашем городе теперь сплошь мигранты, что коренных жителей не так уж и много осталось. Согласен: тех, кто приехал, надо воспитывать. Это одна из новых функций музея. Надо посмотреть, как эта функция может осуществляться. К примеру, использовать опыт Британского музея. Одно из предложений Рема Колхааса: в Главном штабе проводить праздники разных народов, живущих в Петербурге.

Другое важное направление - Эрмитаж и его место в городе. Музей - часть города. Как должен функционировать ансамбль Дворцовой площади? Мы часто возмущаемся тем, что там происходит. Важно определиться, что можно делать. Стоит посмотреть, как в этом отношении поступают в других странах мира.

Иначе говоря, проект развития Эрмитажа - городской проект. Речь идет о том, что мы можем сделать для города, как изменить его. Первый этаж Главного штаба превратится в городской форум. Он будет открыт городу. Дворцовая площадь - замечательное пространство. ХХI век может внести свои предложения, что и как там делать.

Когда-то фирма "Маккензи" делала для нас экономический и организационный мастер-план - как строить пресс-службу, как зарабатывать деньги... Нам давали советы. Кроме этого, мы объехали музеи мира и изучили, как они действуют с точки зрения бизнеса. В результате многому научились. Но теперь этого мало. Сегодня мы смотрим, как музеи мира вживаются в ХХI век, учимся снова и учим других.

Если же говорить о практической стороне, мы собираемся делать эксперименты по временным выставкам. Будем вместе работать над постоянной экспозицией исламского искусства. Посмотрим, какие новые идеи можно использовать для показа традиционного искусства в ХХI веке - участие техники, соблюдение политкорректности, подлинность, использование экспозиций для налаживания политических связей... Кое-что мы уже сделали, отмечали в Главном штабе юбилей восстановления дипломатических отношений между Россией и США. Церемония началась с визита посла США в кабинет Горчакова.

Посмотрим также, что можно придумать с показом нового искусства. Есть идея во время выставки мусульманского искусства "В шатрах и во дворцах" поставить во дворе Зимнего дворца современный шатер. К планам музея экспериментальные группы будут добавлять свежие идеи и предложения.

Понятно, что не все будет использовано. Из проекта, возможно, родится несколько семинаров и передвижная выставка. Наверное, будет книга, куда войдут все предложения. Само по себе все это будет культурным событием.

Думаю, всем будет интересно. А международный совет Эрмитажа, как мы договорились, будет следить за развитием "мастер-плана".

 

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены