Взгляд из Эрмитажа. Путь на Восток
Статья в газете "Санкт-Петербургские ведомости"
31 марта 2008 г. (N 057)

Неделю назад я вернулся из Китая, где крупнейший китайский медиахолдинг, у которого не менее десяти телеканалов и пятнадцать газет, проводит культурные форумы.
Приглашаются люди со всего света, устраиваются дискуссии.

В нашем случае форум был музейный. Он проходил в громадном зале на тысячу мест при прямой телевизионной трансляции, публикациях в прессе, рекламе на улицах... В Шанхай приехали руководители крупнейших музеев мира: директор музея Метрополитен, директор Британского музея, заместитель директора Лувра и директор Эрмитажа. С китайской стороны во встрече участвовали директор Шанхайского художественного музея и директор Гугуна - дворцового музея в Пекине.

В Шанхае 17 миллионов жителей, это город мощной культуры. Шанхайский художественный музей - один из лучших в мире. На международных музейных совещаниях, когда мы обсуждаем кого позвать из Китая, всегда первым называют этот музей. Он проводит громадные выставки, его сотрудники буквально потоками ездят на Запад стажироваться.

Музейное сообщество обсуждало в Шанхае важные вещи. Речь шла о том, как делиться музейным наследием. Это был девиз встречи. Мы подписали декларацию о том, что будем поддерживать друг друга, помогать развивать музейные обмены, связи между культурами. В документе говорится о кооперации музеев в деле продвижения человеческой цивилизации и взаимного использования наследия.

Под декларацией подпись поставил и медиахолдинг. Это значит - организаторы форума будут делать все, чтобы финансировать выставки, проводились встречи в других местах. Уже известно, что следующая встреча в том же составе состоится в Колумбийском университете. Еще одна, возможно, будет у нас. Иначе говоря, китайцы готовы помогать культурному глобализму. Они понимают значение культуры, осознают ее роль и проявляют к ней почтение. Китайское собрание - знак почтения к культуре, знак уважения к музеям, к специфике музейной жизни. К слову, предыдущий форум был посвящен библиотечному делу.

Общее впечатление от Китая: это молодая страна. Молодые люди всюду, многие из них уже поездили по миру.

В свое время граф Муравьев-Амурский, дипломат и губернатор Восточной Сибири, исходя из ощущения "сейчас или никогда" установил новую границу с Китаем. И сейчас есть такое ощущение. Думаю, пришло время вернуть наше культурное присутствие в этой стране. Между нами были разные отношения. В Эрмитаже последние сорок лет не было выставок из Китая. Только в этом году, который стал Годом Китая в России, мы получили две большие замечательные выставки, чуть больше приобщились к китайской культуре, начали развивать связи.

На форуме в Шанхае выступали директора крупнейших музеев, все они блестящие ораторы. Но было очевидно, что именно русского участия организаторы форума особенно ждали. Им был важен приезд Эрмитажа в компании крупнейших музеев мира. Для них это Россия в новом глобальном контексте, с этим связаны их ожидания. Я говорил на форуме о том, что такое музей энциклопедический и музей национальный, как это соединяется в Эрмитаже, как из консерватизма рождается современность. Идея, что консерватизм - двигатель современности, понравилась всем, но дело не только в этом. Мне часто говорили: "Наши родители учили русский" или "Я учил русский, когда был маленький". Но теперь молодежь его не знает.

Многие помнят, что культурные связи между нашими странами были благотворными. Настал момент, когда память о сотрудничестве может потеряться. Тот же Метрополитен делает китайские выставки, по 15 человек в год приезжают в музей на стажировки из Китая. И в Британском музее проходят китайские выставки. По отношению к этой стране заметна большая активность со стороны Запада. Так было во времена Муравьева-Амурского, который писал, что надо занимать Амур, иначе это сделают британцы.

Настало время, когда мы должны усилить общение с Китаем и с китайцами, которые живут у нас. Это огромный кусок мира, где мы должны присутствовать. Ощущение этой потребности есть. Но главное - появилась возможность сохранить и усилить русское культурное общение. Надо только найти сферы общего интереса. Тогда мы не будем впадать в истерику из-за того, что у нас строится "Чайна-таун".

Мы подписали соглашение о сотрудничестве Шанхайского музея и Эрмитажа. Оно включает выставки, стажировки, обмены аспирантами, научными работниками. Договорились, что в 2010 году будем делать большую выставку из Шанхая в Эрмитаже и две в Шанхае. Одна будет посвящена императорской жизни. Возможна выставка, где будут сочетаться древняя китайская культура и культура кочевников Центральной Азии - скифов, сарматов. В китайских бронзах заметны следы звериного стиля. Кочевники двигались с Востока, они несли часть китайской культуры, свою культуру, становились скифами, азиатами... Интереснейшая тема древнего глобализма.

Китай далеко, организовать общение непросто, но сейчас есть к этому возможности. Эрмитаж выстраивает свою собственную линию "экспансии на Восток". Мы продолжаем программу "Эрмитаж в Сибири", ведем переговоры о сотрудничестве с Хабаровском, где строится новый художественный музей. Будут обменные выставки с Шанхаем, дальше посмотрим. Движение на Восток начинаем по Сибири и Амуру.

Хочу сказать, что музейные встречи полезны во всех отношениях. Поездка в Китай не была пропагандистской. Мы не только подписывали договоры, но и общались с западными и китайскими коллегами. С Лувром и музеем Метрополитен мы все время сверяем действия. Идет обмен опытом, выставками, людьми.

Интересно, что за две недели до нашей встречи китайские музеи стали бесплатными. Правда, не все. К примеру, Гугун - императорский музей в Пекине, который посещают девять миллионов людей в год, остался платным. Аргументация - много туристов, группы надо точно рассчитывать по времени, одиночного бесплатного посетителя некуда втиснуть... Шанхайский художественный музей бесплатный, но там возникают проблемы. В выходные дни так много народу, что становится очевидным: цена - регулятор очереди. Специалисты говорят, пока не знаем, как быть. Идет эксперимент. Конечно, государство затраты музеям компенсирует.

И мы бы плату отменили, в том случае если государство компенсирует те десять миллионов долларов, которые зарабатывает музей на билетах. Впрочем, у нас есть и еще одна, можно сказать, национальная проблема - криминальная ситуация, которую создает вокруг музеев частный туристический бизнес. В Шанхае директор Метрополитен-музея как-то сказал - "народу, как в Индии, но никто не хватает за штаны и не просит денег".

Наш частный туристический бизнес похож на индийский, он к всем пристает, что-то навязчиво предлагает... Люди подходят к музею, на них накидываются "левые" экскурсоводы, продавцы сувениров... Силам музея с этой напастью не справиться. Делаем налеты, пытаемся бороться с помощью милиции, но остается ощущение, что в центре города есть точки, которые нужно вычистить. В этом проявляется отношение к музею, как к вокзалу.

Надо создавать систему четкой работы туристического бизнеса. В Китае это как будто получается - благодаря жесткому контролю государства. Но как быть нам? Какими методами действовать?

В общем, мы снова возвращаемся к старому разговору о значении и смысле культуры, для которой должен быть особый режим.

 

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены