"Портрет Гране" Энгра из Музея Гране в Экс-ан-Провансе. Из цикла "Шедевры музеев мира в Эрмитаже"
14 ноября 2008 г. - 25 января 2009 г.

Выставка одной картины "Портрет Гране" Энгра из Музея Гране в Экс-ан-Провансе продолжает традиционную серию "Шедевры музеев мира в Эрмитаже". Экспозиция проходит в Зимнем дворце (Зал N 331).

И Энгр, и Гране были учениками Жака Луи Давида, и некоторое время оба художника разделяли созданную мэтром доктрину неоклассицизма. Гране пробыл в мастерской Давида лишь несколько месяцев. Затем он стал работать самостоятельно - во Франции и, главным образом, в Италии, куда приехал в 1802 году. Энгр учился у Давида с 1797 по 1801 год. Большая римская премия, которой Энгр был удостоен в 1801 году за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" (Школа изящных искусств, Париж), давала ему возможность получения стипендии и поездки в Италию на четыре года. В Италии Энгр разработал свою концепцию неоклассицизма, предполагавшую и более гибкую художественную форму, и более эмоциональное содержание образов.

Портрет художника Гране (1775-1849), исполненный в 1807 году в Риме, принадлежит к числу лучших и наиболее проникновенных произведений Энгра 1800-х годов. В нем менее всего ощутимы холодность и отстраненность автора от модели - черты, присущие некоторым другим портретам Энгра этого времени. Особая теплота, с которой передан образ Гране, является свидетельством искренней дружбы двух живописцев.

Художник изображает на дальнем плане картины длинный фасад Квиринальского дворца, так называемый "Длинный рукав" ("Manica Lunga"), который спроектировал в барочном стиле Джованни Лоренцо Бернини, а завершил в первой половине XVIII века Фердинандо Фуга. Вероятно, для стилистической переклички с Квиринальским дворцом Энгр ввел в классический по своей структуре портрет следующую деталь: это барочная жемчужина, вставленная в золотой перстень на пальце правой руки Гране. В этой же руке изображенный держит папку для рисунков с надписью "GRANET" (с перевернутой буквой "N").

Папка, расположенная недалеко от подписи Энгра в правом нижнем углу полотна, наводила некоторых ученых на мысль о возможном сотрудничестве двух художников во время создания этого произведения. Ряд авторов считают, что архитектурный фон на картине полностью или частично исполнен Гране. При этом критики предполагают, что и в других итальянских портретах Энгра, например в эрмитажном "Портрете графа Николая Дмитриевича Гурьева" (1821), пейзажный фон исполнен Гране. Однако проведенные исследования портретов Гране и Гурьева, в том числе и в рентгеновских лучах, не выявили заметных стилистических различий в написании фигур и задних планов в этих картинах. Напротив, подтвердился собственноручный и цельный характер названных портретов Энгра. Можно предположить, что Энгр, самостоятельно работая над портретами 1807 и 1821 годов, пользовался советами Гране как более искусного мастера архитектурных и пейзажных видов. Правда, обнаружилось, что в "Портрете Гране" Энгр позднее, в 1809 году, переписал небо. Первоначально небо было синим и безоблачным, а затем стало темным и предгрозовым, что больше соответствовало изображению Гране в плаще с капюшоном.

Гране уже в 1800-е годы получил признание у критиков и коллекционеров благодаря созданным им церковным интерьерам и архитектурным видам Рима. Энгр и Гране, работая бок о бок, нередко изображали одни и те же пейзажи. Позднее, в 1810-е годы, Гране прославился как автор многочисленных картин на сюжет "Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме". Две версии этого сюжета хранятся в Эрмитаже, причем одна из них необычна, поскольку включает в себя изображение кошки и автопортрет Гране, держащего в руках неизменную папку для рисунков.

В композиции "Портрета Гране" можно увидеть отдельные приемы, усвоенные Энгром в мастерской Давида. Однако для Энгра главное качество портрета - это его эмоциональная насыщенность, что несвойственно портретам Давида, даже тем, в которых лица моделей обращены к зрителю. Во взгляде Гране Энгр отразил состояние творческого подъема и непоколебимой уверенности в собственном таланте. В картине ощущается вдохновение, которое испытал во время работы над портретом не только Энгр, но и его модель. Энгр и Гране восхищались величием Рима, гордились своей сопричастностью к художественной жизни Вечного города.

После завершения работы над портретом Энгр подарил картину Гране, который хранил ее до конца своей жизни. После его смерти в 1849 году произведение Энгра было передано в музей, находившийся в родном городе Гране - Экс-ан-Провансе. Позднее этот музей был назван именем Гране. Дружба Гране и Энгра выдержала суровые испытания, пережила периоды размолвок, недопонимания, соперничества в 1810-1820-е годы. В 1830 году дружеские отношения Энгра и Гране начинают восстанавливаться. В январе этого года Гране, вспоминая совместное пребывание в Италии в 1800-е годы, писал старинному другу: "...это были самые прекрасные дни нашей жизни". Счастливая пора в жизни двух живописцев нашла свое замечательное воплощение в "Портрете Гране" кисти Энгра.

Куратор выставки - А.A. Бабин, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

    
Портрет Франсуа Мариуса Гране
1807 г.

Изображение
большего размера
         

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены