"Незнакомый Канова"
17 октября 2001 г. - 7 января 2002 г.

Выставка, организованная Государственным Эрмитажем совместно с Городским музеем Бассано дель Граппа и Фондом Кановы в Поссаньо (Италия), чрезвычайно интересна. Эрмитаж, обладающий крупнейшим в мире собранием мраморных статуй Антонио Кановы, не располагает его графическими и живописными произведениями. На выставке демонстрируются 102 экспоната из Городского музея Бассано дель Граппа (Бассано, Италия) и Гипсотеки города Поссаньо (родина скульптора). Это рисунки и живописные произведения, исполненные на холсте маслом и темперой.

На первый взгляд графика и живопись Антонио Кановы (1757 - 1822) кажутся полностью лишенными пластического начала и далекими от творений Кановы-скульптора. Данная выставка дает возможность проследить, как из вариаций одной темы в рисунках, картинах, темперах и гризайлях постепенно выявляется совершенный пластический образ.

Рисунки Антонио Кановы - это свидетельства непрерывной работы над развитием и точной формулировкой идей, которые найдут свое выражение в мраморе или на холсте. Среди представленных на выставке графических работ, значительную часть которых составляют академические штудии обнаженной натуры или драпировок, особенно интересны эскизы к мраморным статуям, принадлежащим Эрмитажу - "Трем грациям", "Амуру и Психее", "Парису" и "Гебе".
Наряду с рисунками на выставке демонстрируются живописные произведения итальянского скульптора - это картины маслом, темперы и гризайли. Живопись Кановы является неразрывным звеном творческого процесса. Деятельность Кановы-живописца, начавшись в Риме в 1780-е и 1790-е годы, стала наиболее интенсивной в период пребывания на родине, в Поссаньо, в 1798 -1799 годах. На холсте художник экспериментирует, и его композиции в красках зачастую опережают создание соответствующего пластического варианта; в них он пробует себя в новых темах и в них же обретает окончательную форму его идеал женской красоты. В трех представленных на выставке картинах - "Грации", "la Sorpresa" (Неожиданность) и "Венера и фавн" - возникают прообразы будущих скульптурных шедевров "Три грации", "Венера Италийская" и "Паолина Боргезе Бонапарт в образе Венеры-победительницы".

На выставке представлены темперные композиции из Гипсотеки в Поссаньо. Значительная часть темпер вдохновлена танцем - темой, особенно созвучной гению Кановы. В темперах Канова пробует новые композиционные ритмы, создает формулу новой, более изысканной элегантности, наконец, находит некоторые оригинальные решения, которые позже обретут жизнь в мраморе.

Гризайли для Кановы являлись не более чем обычными моделями: в них он "стремился добиться максимального разъединения вспышек света и провалов тени, осязаемого материального эффекта, чтобы наглядно представить себе, как это будет выглядеть в барельефе". Тематически они разделяются на две группы: одна с танцовщицами, нимфами и амурами, другая - с этюдами надгробных композиций. Если первая перекликается с сюжетами темпер, то вторая притягивает глубоким трагическим пафосом - особенно сильно эмоциональное воздействие сцен "Оплакивание графини де Харо" и "Англия, Шотландия и Ирландия принимают прах Горацио Нельсона".
Для живописи начала XIX в. в Италии, да и не только, работы Кановы - явление из ряда вон выходящее: в некоторых гризайлях Канова - "живописец" поднимается на вершину, равнозначную той, что достигнута им в мраморных статуях "высокого" стиля.

К выставке выпущен иллюстрированный каталог.

 


Три грации

Изображение
большего размера


Нимфы, играющие в кости

Изображение
большего размера


Неожиданность

Изображение
большего размера


 

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены