"Шедевры музеев мира в Эрмитаже"
Тициан "Венера перед зеркалом"

24 мая 2002 г. - 26 августа 2002 г.

24 мая 2002 г. в Александровском зале (N282) Зимнего дворца в рамках традиционной серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже" выставлено знаменитое полотно одного из корифеев венецианской ренессансной живописи Тициана Вечеллио (1477-1576) "Венера перед зеркалом".
Картина создана художником в 1550-х годах, когда ему было уже за семьдесят. Однако эти годы и предшествующая им четверть века явились самыми счастливыми и плодотворными в жизни мастера. Слава Тициана гремела по всей Европе, его заказчиками стремились стать многие царствующие особы, Карл V даровал ему титул графа Палатинского - ни один художник не удостаивался подобной чести.
"Венера перед зеркалом" явилась своеобразным живописным ответом на теоретический спор между представителями флорентийской и венецианской художественными школами о том, какое искусство считать главным - живопись или скульптуру.
Сама тема - античная богиня любви со своим сыном Купидоном - не допускала многозначных толкований. Художник формулирует свой идеал красоты, вступая в соревнование с классическим искусством и одновременно демонстрируя знание античных образцов. Тициановская "Венера" восходит к двум греко-римским прототипам. Положение ее рук повторяет жест знаменитой мраморной статуи Праксителя "Афродита Книдская", однако в отличие от нее богиня на картине представлена не полностью обнаженной, а задрапированной до бедер - мотив, характерный для изображения "Венеры-прародительницы", наиболее знакомым примером которой может служить луврская Венера Боргезе.
Утверждая превосходство живописи над скульптурой, Тициан специально ввел в свою композицию предмет, давно используемый для этой цели, - зеркало. Зеркала, стеклянные полусферы, полированные вороненые доспехи, с помощью которых фигуру можно было одновременно представить с нескольких точек зрения (тогда как статую необходимо обойти кругом), ввел в арсенал венецианских художников Джорджоне. В "Венере" богиня повернута к зрителю почти в профиль; отражение ее лица в зеркале, чуть размытое, смотрится как портрет в прямоугольной раме, своего рода "картина в картине" - находка, впоследствии часто используемая живописцами.
Фигура главной героини освещена мягким рассеянным светом и, кажется, сама излучает теплое сияние. С удивительным мастерством Тициан передает тончайшие нюансы тона в переходах от матовой белизны лба к румянцу щек и ярким губам, блеск драгоценных камней и густой ворс меха. Живопись воссоздает бесконечное разнообразие красочного, чувственно воспринимаемого мира, что недоступно скульптуре - вот главный аргумент мастера.
Тициан чрезвычайно высоко ценил свою "Венеру перед зеркалом" и при жизни отказывался ее продавать, сохраняя картину как образец для многочисленных вариантов и реплик, исполненных на протяжении 1560-х годов не только им самим, но и его помощниками (ни одно из собственноручных повторений не сохранилось). После смерти художника его младший сын продал отцовский дом, а еще раньше - картины, в числе которых была и "Венера", венецианскому патрицию Кристофоро Барбариго. Почти триста лет полотна великого мастера оставались в палаццо Барбариго. В первой половине XIX века род пресекся, и коллекцию решено было продать. В 1850 году галерею Барбариго приобрел для Эрмитажа Николай I.
"Венера перед зеркалом" вместе с не менее знаменитой "Кающейся Марией Магдалиной", в одинаковых, старинных резных рамах, размещались в одном из Итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.
В 1920-1930-е годы "Венера перед зеркалом" разделила участь многих шедевров эрмитажной коллекции. В 1931 году она была продана Эндрю Меллону. С 1937 года картина находится в Национальной галерее в Вашингтоне.

 


"Венера перед зеркалом"
1550-е гг.
Изображение
большего размера


 

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены