"Шедевры музеев мира в Эрмитаже"
Две итальянские иконы XIII века

29 мая 2002 г. - 28 сентября 2002 г.

29 мая 2002 г. в Большом Эрмитаже (зал N207) в рамках традиционной серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже" выставлены две итальянские иконы XIII века работы неизвестных мастеров: "Мадонна с младенцем", "Святой Николай и сцены его жития" из церкви Сан Верано (г.Печчоли, Италия).
Представленные произведения, созданные на территории Пизы, являются яркими образцами так называемой Одигитрии - "Мадонна с младенцем" и "хвалебной" иконы - "Святой Николай и сцены его жития".
"Мадонна с младенцем" относится к самому древнему и наиболее распространенному в период дученто (XIII в. - период, когда определяющими в искусстве Аппенинского полуострова были византийские влияния) типу Одигитрии (путеводительницы). Ее прообразом послужило почитаемое с VI века изображение, созданное по преданию самим Евангелистом Лукой. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток. Смысл изображения - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному младенцу. Величественна и неподвижна на золотом мерцающем фоне (символе идеального мира) фигура Богоматери, одетая в красное. Этот цвет - знак страдания и одновременно напоминание об императорском пурпуре, ибо Мария - небесная царица. Особое внимание уделено лицу: огромные глаза устремлены прямо на зрителя.
Автор "Мадонны с младенцем" неизвестен. Имя создателя крайне редко встречается на произведениях дученто, индивидуальность мастера (великое завоевание грядущего Возрождения) не признавалось в тот период. Художник был исполнителем не столько желания заказчика, сколько высшей воли.
Второй памятник создан, видимо, пизанским художником, работавшим во второй половине XIII века - времени расцвета этой школы.
Святой Николай Мирликийский (или Барийский), которому посвящена икона, - один из самых почитаемых святых во всем христианском мире. Представленная икона св. Николая следует канонам "хвалебных" образов, когда в центре изображался святой (чаще всего во весь рост), а в клеймах - сцены из его жития. На золотом фоне на возвышении стоит Николай в епископском облачении. В отличие от восточной традиции, согласно которой он изображался без головного убора с книгой и платом в руках, здесь появляются элементы, характерные для Запада: на голове святого митра, в руке посох - знаки его епископского достоинства. Кресты на ризе заменены орлами, помещенными в круги. Фигура и лицо трактованы крайне условно, привлекают подчеркнуто большие глаза. Гораздо свободнее живописец чувствует себя, обращаясь к сценам из жития: здесь он в меньшей степени связан иконографическими оковами и наполняет повествование живыми деталями.
Художник был обязан сделать изображение понятным зрителю, в массе своей неграмотному, поэтому клейма превращались в своеобразную книгу с картинками.
Эстетика византийской живописи, нашедшая для себя благодатную почву на территории Италии XIII столетия, диктовала свои законы. Несмотря на стремление художника совместить фигуры с архитектурой, несмотря на конкретность и живость отдельных деталей, в целом изображенный мир сказочно-нереален. Он лишен конкретного источника света, замененного мерцанием золотого фона, ничто не подчинено законам материального мира, линии произвольны, тела невесомы.
В собрании Государственного Эрмитажа итальянские иконы этого периода единичны, тем больший интерес вызывают два представленных на выставке памятника.

 


"Мадонна с младенцем"
XIII в.
Изображение
большего размера


"Святой Николай и сцены его жития"
XIII в.
Изображение
большего размера


 

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены