Мауриц Эшер (1889 - 1972)
16 сентября 2003 г. - 30 ноября 2003 г.

В Двенадцатиколонном зале (Зал N244) Нового Эрмитажа открылась первая выставка Маурица Корнелиса Эшера (1898 - 1972) в России. Это подарок Королевства Нидерландов к 300-летию Санкт-Петербурга. 80 работ выдающегося голландского графика дают широкое представление о творчестве мастера.
Мауриц Корнелис Эшер родился в Леовардене, столице провинции Фрисланд (Нидерланды). Он закончил Школу архитектуры и декоративных искусств в Хаарлеме, где художник Самуэль Йессурун де Мескита познакомил Эшера с техниками гравюры по дереву и привил вкус к экспериментаторству.

После обучения Эшер много путешествовал. В южной Испании он посетил Альгамбру - дворец XIII века в Гранаде; там его поразили и вдохновили геометрические мавританские узоры. Большое впечатление произвела на молодого художника Италия. В 1935 г. из-за растущего фашизма в Италии художнику пришлось переехать в Швейцарию, затем в Оккиль близ Брюсселя, а потом в Голландию, обосновавшись в Барне, где сейчас находится его Фонд.

Творчество художника делится на два больших периода. Большую часть первого - до 1937 г. занимает жизнь в Италии и путешествия по Средиземноморью, во время которых Эшер создавал рисунки южных городков, воспроизводя их затем в технике линогравюры и ксилографии. Эти ранние произведения отличаются подчеркнутой объективностью изображения. На выставке можно увидеть пейзажи этого периода, среди них "Кастровальва" (1930) и "Деревня Турелло, Южная Италия" (1932).

Второй период связан с последней поездкой Эшера в Испанию. Графика мастера становится все более фантастичной и абстрактной.
Ощущение фантастичности самых обыденных явлений и предметов роднит Эшера с Яном Вермеером Делфтским и Питером де Хохом. Отчасти объяснением этого принципа в искусстве Эшера является литография "Рептилии" (1943). Здесь реальность вырывается из-под управления разума, и наше восприятие признает логичность и парадоксальность невероятного явления, местом действия которого стал рабочий стол художника.

Объективность и субъективность сливаются в творчестве графика в единое целое. На ксилографии "Другой мир" (1947) - окно в космическое пространство изображено в трех разных измерениях в едином пространстве. Это создает неожиданный, ирреальный эффект, доказывающий условность визуальных ощущений.

Графика Маурица Эшера - это не вымысел, не доказательство научных теорий, и в тоже время не свидетельство очевидца. Художник не показывает действительность, известную зрителю по личному опыту. В реальности не существует лестницы, по которой можно подниматься, спускаясь, как в его литографии "Спуск и Подъем" (1960), изображающей замок, полный воинов, обреченных кружить в замкнутом пространственном водовороте. Нет колоннады со странным переплетением колонн, украшающих фантастический павильон со спутанными соотношениями длины и ширины, как в другой его известной литографии - "Бельведер" (1958), с изображением средневекового математика, углубившегося в решение задачи.

Один из интереснейших экспонатов выставки - уникальная гравюра на дереве "Метаморфозис II" длиной четыре метра, самая большая ксилография в мире.

Творчество Эшера проникло во многие сферы жизни: его произведения используют в качестве наглядных пособий ученые и психологи, его работы часто становятся иллюстрациями сложных модернистских романов, красуются на обложках пластинок популярных рок-групп, став неотъемлемой принадлежностью современности.

 


Рука с зеркальным шаром. Автопортрет в сферическом зеркале
Мауриц Эшер
Изображение большего размера


Бельведер
Мауриц Эшер
Изображение большего размера


Вверх и вниз
Мауриц Эшер
Изображение большего размера


Двойной планетоид
Мауриц Эшер
Изображение большего размера


Восхождение и спуск
Мауриц Эшер
Изображение большего размера


 

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены