Зимний дворец. Эпохи и стили

Пожар 1837 года, восстановление Зимнего дворца
Пожар начался 17 декабря 1837 года в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца и продолжался более тридцати часов. Очевидец происшествия А.П.Башуцкий так описал его финал: "Торжественно-печальны были последние часы феникса-здания... уже безмолвно, неподвижно, но с сердцами, сжатыми тяжелую грустию, смотрели бесчисленные толпы народа, наполнявшие площадь, смежные улицы и местами осыпавшие крыши домов... Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая широкие переходы, он то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы..."

Из огня были вынесены мебель и посуда, мраморные статуи и каменные вазы, хрусталь, картины, люстры и канделябры, сундуки, одежда - роскошное имущество царской семьи и скромная утварь дворцовой челяди. Другие здания дворцового ансамбля не пострадали от огня, так как галереи-переходы были разобраны, а их окна заложены кирпичом.
Сразу же после окончания пожара, превратившего великолепное здание в угрюмый обгоревший остов, была создана Комиссия по возобновлению дворца, которую возглавил министр двора князь П.М. Волконский. В нее вошли архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюллов.

Василию Петровичу Стасову поручалось "возобновление дворцового здания вообще, наружная оного отделка и внутренняя отделка обеих церквей и всех зал". Репутация Стасова как специалиста, преданного канонам классицизма, была гарантией воссоздания парадной части Зимнего дворца в "прежнем виде". Архитектор корректно отнесся к творениям своих предшественников при восстановлении Парадной лестницы и Большой церкви (арх. Растрелли), Георгиевского зала (арх. Кваренги), Фельдмаршальского и Петровского залов (арх. Монферран).

Залы Невской анфилады была воссозданы Стасовым в классическом духе. Аванзал отличается лаконичностью архитектурного решения. Важную роль в его убранстве играет искусственный мрамор нескольких оттенков. Живописный плафон и позолота, включенные в декор Аванзала, зрительно смягчают контраст между пышным барочным убранством предшествующей ему Парадной лестницы и строгостью интерьеров анфилады.

В оформлении Большого и Концертного залов В.П. Стасов сохранил архитектурные идеи своего предшественника Джакомо Кваренги. Эти интерьеры образуют ансамбль, объединенный ритмами коринфских колонн, тонкими нюансами оттенков цветного мрамора, гризайльной росписью орнаментов. Большой зал, самый обширный во дворце (1103 кв. м), поражает грандиозностью архитектурно-пространственной композиции и соразмерностью пропорций. Концертный зал украшен парными колоннами, вертикали которых продолжаются статуями, помещенными на карнизе.

Гербовый зал Главной анфилады, ведущей к Большому Тронному залу, при восстановлении был увеличен и стал вторым по величине залом во дворце. Вызолоченные колонны и балюстрада, розетки и орнаменты, а также люстры, в декор которых были включены изображения гербов губерний Российской империи, создавали впечатление парадности и роскоши, что соответствовало вкусам времени.

Интерьеры, оформленные В.П. Стасовым после пожара 1837 года, стали ярким воплощением архитектурной мысли позднего русского классицизма. Они сохранили свой облик до наших дней. В этих великолепных залах проходили официальные приемы и церемонии, придворные балы и "высочайшие выходы" - важнейшие события придворной жизни XIX столетия.

 

 

 


Пожар в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года
Борис Грин
Изображение
большего размера


Георгиевский зал
Константин Андреевич Ухтомский
Изображение
большего размера


Гербовый зал
Эдуард Петрович Гау
Изображение
большего размера


Большая церковь
Эдуард Петрович Гау
Изображение
большего размера


Большой зал
Константин Андреевич Ухтомский

Изображение
большего размера


Концертный зал
Константин Андреевич Ухтомский
Изображение
большего размера

 

 

©Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены