Собрания Эрмитажа в XIX веке

От дворцового собрания - к публичному музею
После кончины Екатерины II Зимний дворец опустел. Император Павел I окружил себя в Михайловском замке произведениями искусства, будучи их прекрасным знатоком, а дворец повелел содержать "в порядке и чистоте". В царствование Павла I для Эрмитажа были приобретены две картины: "Союз Земли и Воды" Рубенса и "Дети фермера" Фрагонара.

Александр I, провозгласив в Манифесте на восшествие на престол, что править будет "по законам и по сердцу премудрой бабки", даровал Эрмитажу статус дворцового музея и разрешил допуск публики. Вкусы императора, предпочитавшего французскую живопись, отразились в первых его приобретениях: 10 картин пейзажиста Г. Робера и 5 полотен Ж. Верне. В 1814 г. союзные войска вошли в Париж. Александр I, оказывавший знаки внимания и поддержки супруге Наполеона Жозефине, получил от нее в дар одну из самых знаменитых гемм древности - "Камею Гонзага". После кончины владелицы Мальмезонского дворца русский император купил у наследников картины, попавшие к ней в ходе наполеоновских войн. Так в Эрмитаже появились "Святое семейство" А. дель Сарто, две одноименные картины "Снятие с креста" кисти Рембрандта и Рубенса, серия полотен Клода Лоррена, посвященная времени суток, картины голландских художников XVII в., а также 4 статуи Кановы.

Находясь в 1814 г. в Амстердаме, Александр I проявил отменный художественный вкус при осмотре коллекции английского банкира Кузвельта. Он отобрал для Эрмитажа такие картины, как "Портрет Оливареса" Веласкеса, "Юность Мадонны" Сурбарана, "Натюрморт" Переды. Так же как когда-то Екатерина II, ее внук поручает своим агентам - дипломатам, военным - приобретать произведения искусства за границей. Активные покупки работ русских художников позволяют открыть в Эрмитаже Галерею русской школы живописи.

Искусство было не чуждо и императору Николаю I, который, по свидетельству его супруги, любил "заниматься живописью военных сцен" и развлекался тем, что приписывал фигурки русских кавалеристов к пейзажам голландских и фламандских художников. Каталог принадлежавших ему картин насчитывал 666 полотен, из которых на 650 были изображены люди в военной форме.

При Николае I пополнение Эрмитажа шло с большим размахом. Приобретение в 1831 и 1834 гг. картин испанских художников из собраний министра испанского короля Карла IV Мануэля Годоя и посла этой страны в Петербурге П. де ла Кадены отразило интерес к Испании в Европе того времени и закончило формирование собрания испанской школы в Эрмитаже. По завещанию дипломата Д. Татищева, скончавшегося в Вене в 1845 г., Эрмитаж получил его коллекции оружия, скульптур, мозаик, картин. Среди произведений живописи наиболее ценными были работы художников Испании и Нидерландов, например, диптихи Яна ван Эйка, Робера Кампена, полотна Яна Провоста.

В этой богатом собрании хранилась дактилиотека - шкатулка для гемм, содержащая резные камни в драгоценных оправах работы мастеров античной эпохи, Ренессанса и неоклассицизма.

В 1850 г. в Венеции были приобретены картины из дворца Барбариго, где в конце XVI в. умер Тициан. Кроме "Данаи" и "Бегства в Египет", все эрмитажные "тицианы" происходят из этой коллекции. В 1852 г. хранитель Картинной галереи Эрмитажа Ф. Бруни ездил в Гаагу для участия в аукционе галереи нидерландского короля Вильгельма II. Им были куплены "Коломбина" Ф. Мельци, "Снятие с креста" Я. Госсарта, "Евангелист Лука, рисующий Мадонну" Р. ван дер Вейдена, "Св. Лаврентий" Сурбарана.

Для своего личного собрания Николай I приобретал картины немецкого романтика К.Д. Фридриха. Полотна русских художников XIX в. находились не только в его коллекции, но и украшали стены зала русской живописи Нового Эрмитажа.

Впервые после покупок екатерининского времени "Археологическая Комиссия по приисканию древностей" возобновила приобретение античных памятников в Италии. В 1851 г. в собрание Эрмитажа влилась коллекция семьи Лаваль, насчитывавшая 54 античные скульптуры и 330 ваз. В том же году у А. Демидова, известного в Италии под именем Сан-Донато, было куплено для украшения Нового Эрмитажа больше 50 статуй, среди которых огромные портреты римских императоров - статуи Адриана, Марка Аврелия, Антонина Пия.

Интерес к археологическим древностям, характерный для эпохи историзма, оказался близким Николаю I. В 1840 г. император посетил Керчь - древнюю столицу Боспорского царства, где ему были преподнесены золотая маска и другие драгоценные предметы из гробницы царя Рискупорида. А в 1845 г. он получил от неаполитанского короля в дар находки, обнаруженные в его присутствии на раскопках в Неаполе.

Увлечение египетской цивилизацией, охватившее Европу после похода Наполеона на Восток в 1798 г., отразилось в покупке для Эрмитажа египетской мелкой пластики из коллекции графини Лаваль и статуи богини Сохмет-Мут, привезенной русским путешественником А.С. Норовым и находившейся в Академии художеств. В 1852 г. зять Николая I герцог М. Лейхтенбергский подарил музею два огромных каменных саркофага и скульптурный семейный портрет Аменемхеба.

Обладая одной из лучших в мире коллекций западноевропейского искусства, "публичный музеум Новый Эрмитаж", где к концу царствования Николая I были созданы новые собрания - античное и восточное, Галерея драгоценностей и Галерея Петра I, - приобрел европейскую известность.

 


Союз Земли и Воды
Питер Пауль Рубенс
Изображение
большего размера


Птолемей II и
Арсиноя II
(Камея Гонзага)
III в. до н.э.
Изображение
большего размера


Портрет графа-герцога Оливареса
Диего Веласкес
Изображение
большего размера


Портрет императора Бальбина
Вторая четверть III в.
Изображение
большего размера


На паруснике
Каспар Давид Фридрих
Изображение
большего размера


Снятие с креста
Питер Пауль Рубенс
Изображение
большего размера

 

 

©Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены