Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы

28 июня 2013 года в Зимнем дворце открылась выставка "Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы", подготовленная Государственным Эрмитажем в сотрудничестве с музеем Ван Аббе, Эйндховен, Нидерланды, где находится крупнейшее собрание произведений Лисицкого за пределами России.

Экспозиция, представленная в рамках перекрестного года России в Голландии и Голландии в России – 2013, организована проектом "Эрмитаж 20/21", широкомасштабной программы по расширению коллекции искусства XX и XXI веков и представлению в Эрмитаже работ современных художников. На выставке представлено множество инсталляций, рисунков, картин, эскизов, макетов, фотографий из разных музеев и частных коллекций, сопровождаемых комментариями художников.

Эль Лисицкий (1890-1941) – один из крупнейших мастеров русского авангарда, художник, архитектор, книжный график, фотограф, мастер плаката, реформатор оформления экспозиционного пространства, педагог и теоретик нового искусства.

Илья Кабаков (род. 1933) – один из самых знаменитых и востребованных русских художников, вошедший в число классиков мирового современного искусства. Кабаков стал известен на Западе как автор специфического жанра "тотальной инсталляции", состоящей из комбинации картин, текстов, предметов и звуков. В настоящее время художник с супругой Эмилией Кабаковой живет в Нью-Йорке и является гражданином США. Произведения Кабаковых на выставке представлены из музея Гуггенхайм, Нью-Йорк; Центра Жоржа Помпиду, Париж; Третьяковской галереи; музея Бахрушина; Мультимедиа Арт музея, Москва; а также из частных коллекций.

Экспозиция разворачивается как параллель и оппозиция между искусством авангарда, представляющим советскую утопию, и московским концептуализмом, как искусством советской реальности. Своеобразный диалог между художниками проходит через анфиладу залов, разделенных на семь основных тем: "Космос", "Чистота форм", "Победа над бытом", "Памятник лидеру", "Трансформируя жизнь", "Вера в реализацию будущего", "Художник как реформатор" (Эль Лисицкий). С  этими темами вступают в дискуссию произведения Кабаковых, экспонируемых по разделам: "Голоса в пустоте", "Мусор", "Быт победил", "Памятник тирану", "Бегство от жизни", "Нереализованная утопия", "Художник как рефлектирующий персонаж".

По заявлению Ильи и Эмилии Кабаковых: "В плане эпохи оба художника представляют совершенно противоположные направления XX века: его начало и его конец. Но еще более важно концептуальное содержание этих двух периодов: период надежды на новые и бесспорно положительные изменения и период полного отсутствия таких надежд и представления результатов изменений, которые, как правило, были негативными и разочаровывающими. Этот разлом также демонстрирует двойственную концепцию выставки: показать посетителям основные "оппозиции", в которых каждый художник будет представлен в наглядном материале, а также представить художника в текстах – как "разработчика" этого контраста".

Одна из ключевых тем развернута в знаменитой инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых "Человек, улетевший в космос из своей квартиры" (1985). На выставке ей противопоставлены живописные "Проуны" Лисицкого, по утверждению которого: "Наша жизнь обретает теперь новый железобетонный коммунистический фундамент для всех народов мира. Благодаря "Проунам" на этом фундаменте будут строить монолитные коммунистические города, где будут жить люди всей планеты".

Автор концепции выставки – Чарльз Эше, директор музея Ван Аббе. Кураторы выставки: Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук, и Дарья Бубнова, младший научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (на русском и английском языках), который предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа, и Чарльза Эше. Авторы статей – Борис Гройс, теоретик искусства; Дмитрий Озерков, Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт музея, Москва.

Выставка "Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы" с успехом прошла в музее Ван Аббе, Нидерланды (1 декабря 2012 – 28 апреля 2013 года). По окончании работы выставки в Государственном Эрмитаже она будет показана в Мультимедиа Арт музее, Москва (16 сентября – 24 ноября 2013 года); в 2014 году – в музее Современного искусства, Грац, Австрия.

В 2004 году в Государственном Эрмитаже была представлена выставка "Илья и Эмилия Кабаковы: "Случай в музее" и другие инсталляции" из собрания музея Гуггенхайм, Нью-Йорк, ставшая первой большой выставкой работ Кабаковых в России, знаменующей возвращение художников на родину со времени их отъезда за рубеж в 1988 году. В собрании Эрмитажа находятся художественные произведения, переданные Ильей и Эмилией Кабаковыми в дар музею (инсталляции "Красный вагон", "В шкафу", "Туалет в углу", коллекция рисунков и печатной графики).

Особая благодарность:
Музею Ван Аббе, Эйндховен, Нидерланды
Центр Жоржа Помпиду, Париж
Музею Гуггенхайм, Нью-Йорк
Музею театрального искусства им. А.А. Бахрушина,
Государственной Третьяковской Галерее,
Мультимедиа Арт Музею (Ольге Свибловой, директору музея)
Амиру Кабири, Фонд Эрмитажа в Израиле

подробнее

  


Торжественная церемония открытия


Приветственное слово М.Б. Пиотровского


Чарльз Эше, директор музея Ван Аббе


Илья и Эмилия Кабаковы


Сергей Лисицкий, внук художника Эля Лисицкого


Амир Кабири, Фонд Эрмитажа в Израиле


Дмитрий Озерков, куратор выставки


Дарья Бубнова, куратор выставки


Первые посетители


Каталог выставки

         

 

 

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены