История клинописной коллекции Эрмитажа
В коллекции Эрмитажа собраны клинописные документы почти всех периодов истории Месопотамии. Они происходят из государственных и частных архивов крупнейших административных центров древности, таких как Урук (совр. Варка), Гирсу (совр. Телло), Ниппур (совр. Ниффар), Умма (совр. Джоха) и других. Принадлежность клинописных табличек к определенному архиву, как правило, можно установить, опираясь на данные самих текстов: например, имена чиновников или топонимы, упомянутые в документе, позволяют судить о том, в каком городе он был составлен, даже если он происходит не из регулярных археологических, а из так называемых "грабительских" раскопок и попал в руки ученого - ассириолога через торговцев древностями.

Все эрмитажные тексты поступили в музей либо от антикваров, либо из частных собраний, иногда не прямо, а через другие музеи или государственные фонды. Несмотря на отсутствие археологических данных о месте находки, большинство документов надежно атрибутируется, исходя из их содержания и формы. Однако вопрос, как именно глиняные таблички попали из Месопотамии в Россию, представляет интерес с точки зрения истории коллекционирования и музейного дела в России, с точки зрения истории науки.

Первые приобретения были сделаны Императорским Эрмитажем в конце XIX века. В архиве музея хранится рапорт тогдашнего старшего хранителя отделения древностей Г.Э. Кизерицкого о предложении парижского антиквара Михрана Сиваджана купить у него "разные замечательные древности, преимущественно из Сидона и из Вавилонии", в том числе 78 табличек с клинообразными надписями из Вавилонии. В рапорте отмечается, что "древности из Вавилонии и Сидона пока совсем отсутствуют в Императорском Эрмитаже". Датирован рапорт 2 марта 1898 года, а из инвентарных записей мы узнаем, что в конце апреля того же года у Сиваджана были куплены клинописные таблички, в том числе 55 документов на шумерском языке эпохи правления III династии города Ура, то есть конца III тысячелетия до н.э.

Следующие приобретения были сделаны уже после революции 1917 года. Первым послереволюционным поступлением явилась покупка Государственным Эрмитажем более ста глиняных табличек у частного коллекционера О.Ю. Шенфельдта в марте - апреле 1919 года. Покупались тексты и у других частных коллекционеров, некоторые таблички были переданы в дар музею или перешли в его собственность после смерти их прежних владельцев. К сожалению, теперь очень трудно выяснить, откуда клинописные тексты попали в частные собрания, редко удается проследить их путь от того момента, когда лопата археолога или "грабителя" впервые извлекла их из - под земли, до того, как они оказались в стенах музея. Иногда мы все же можем попытаться это сделать.

Большая часть клинописных текстов поступила в Эрмитаж в 30 - е годы XX столетия из собрания знаменитого русского коллекционера и ученого - историка Н.П. Лихачева. Точнее, тексты, находившиеся до 1917 года в частном владении Лихачева, оказались после революции в разных музеях страны и уже оттуда впоследствии передавались в Эрмитаж.

Н.П.Лихачев был одним из самых разносторонних российских коллекционеров конца XIX - начала ХХ века. Его интересы простирались от египетских и вавилонских древностей до русских икон, и во всех областях ему удавалось находить и приобретать необыкновенно яркие и интересные памятники, бесценные с научной и художественной точки зрения. Документы, хранящиеся в личном архиве Лихачева, связанные с формированием его клинописной коллекции, переносят нас из Петербурга в Париж, на Rue le Peltier, где в конце XIX века располагались антикварные магазины уже упоминавшегося выше Сиваджана, а также Калебджана и Инджуджана. В описи коллекции, сделанной еще при жизни самого Лихачева, говорится, что тексты из раскопок древнего города - государства Лагаша приобретены, в основном, у Сиваджана в последние годы XIX века. "Каллиграфические таблетки, маленькие, мелкого письма" (в этом описании безошибочно узнаются так называемые "гонцовые тексты" периода III династии Ура) приобретены почти исключительно у Элиаса Жежу между 1900 и 1914 годами. Около пятидесяти текстов куплено у лондонского антиквара Наамана в 1912 - 1913 годах. Место происхождения этих текстов также указано в описи - городища Джоха (древн. Умма) и Дрехем (древн. Пузриш - Даган).

Мы знаем, что Элиас Жежу был одним из главных поставщиков памятников древности в музеи Европы и Америки. В архиве Н.П. Лихачева сохранились письма господина Жежу с предложениями купить у него глиняные таблички, а также счета за покупку и доставку вещей. В письмах 1904 - 1912 годов содержатся упоминания о тысячах табличек из новых раскопок городища Дрехем недалеко от древнего Ниппура. Видимо, Жежу посылал Лихачеву на выбор образцы, а Лихачев отбирал для своей коллекции тексты разных типов, отбирал, вероятно, по внешнему виду и характеру письма, так как не знал клинописи. Из документов следует, что покупки производились почти ежегодно, лихачевская коллекция пополнялась клинописными текстами одновременно с Лувром и Британским музеем, также пользовавшихся услугами Жежу. Среди своих клиентов Жежу упоминает берлинских профессоров Унгнада и Делича, знаменитых ассириологов начала XX века, Колумбийский Университет в Нью - Йорке; клинописные таблички, поступавшие в Европу, по всей вероятности, из неофициальных раскопок Джохи и Дрехема, расходились через контору Жежу по разным музеям и коллекциям мира, и коллекция Лихачева занимала среди них не последнее место.

В беспокойном 1917 году Лихачев вместе с семьей переехал в Москву. Его коллекция и библиотека, в основном, остались в Петрограде. Однако, видимо, часть коллекции тогда или несколько позднее все же была перевезена в Москву. В феврале 1919 года 1310 "клинописных таблеток Древнего Востока эпох Агад, Ура и Вавилона, ныне хранящихся в Москве" были проданы отделу по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Счет на сумму 65.000 рублей подписан самим Н.П.Лихачевым; при этом в счете указано, что из 1310 табличек 790 никем до тех пор не издавались, а 520 были опубликованы М.В.Никольским, крупнейшим русским ассириологом начала ХХ столетия.

В дальнейшем, вероятно, купленные у Лихачева тексты были распределены отделом по делам музеев между различными музеями страны. Таким образом часть коллекции Лихачева (преимущественно тексты, изданные Никольским в 1915 году) оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Возможно, тогда же другая часть коллекции попала в Государственную Академию истории материальной культуры в Ленинграде. Когда в 1930 году склад древностей при Академии был ликвидирован, хранившиеся там "древневосточные предметы" были переданы в Государственный Эрмитаж.

Основная часть собрания Лихачева была преобразована в 1918 году в Музей палеографии, ставший затем одним из отделов Института книги, документа и письма. В 1938 году после закрытия этого института большая часть памятников была передана в Эрмитаж, в том числе и коллекция клинописных документов. Это было последнее крупное поступление в музей текстов интересующей нас коллекции.


Николай Петрович Лихачев
Фото 1916 г.

 

 

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены