Сменяют друг друга эпохи. Что остается в памяти поколений? Триумф политики и военные победы, научные открытия, шедевры искусства и литературы. Но особый аромат эпохи остается в мемуарах и дневниках. Некоторые из них сохранили для нас эпизоды празднования Рождества в Зимнем дворце.

В царствование Екатерины II на Рождество при дворе устраивались святочные игры. В "Записках" (1764-1765) Семена Порошина, одного из воспитателей великого князя Павла, мы находим описание "встречи святок" на половине императрицы. Игры происходили в последующие после Рождества дни, когда торжественная строгость поста и всенощной службы сменялась весельем святок.

Апартаменты Екатерины II находились в среднем этаже юго-восточного ризалита Зимнего дворца и выходили окнами на Дворцовую площадь. "Игры происходили в аудиенц-комнате," - пишет Порошин. Эта самая большая комната в апартаментах императрицы занимала 227 кв. м. и была великолепно декорирована. Ее называли Тронной залой, так как здесь был установлен трон под резным позолоченным балдахином с драпировками малинового шитого золотом бархата. Зал украшали плафон, зеленый штоф, которым были обиты стены, зеркала, большой камин, столы с мраморными досками. На наборном паркете лежал огромный ковер.

"Началось танцеванием, - продолжает Порошин. - Ее Величество с Великим князем первый менуэт танцевала." Танцы продолжались, а Екатерина II, страстная любительница карточной игры, села играть в ломбер с приближенными.

В это время великий князь Павел занялся игрой в бирюльки с придворными. Это была одна из наиболее популярных игр всех сословий Российской империи. Правила этой старинной игры просты. Бирюльки, выточенные из дерева или из слоновой кости, высыпают на стол кучкой. Игроки стараются растащить в сторону по одной бирюльке (при помощи специальных крючков) таким образом, чтобы не сдвинуть с места другие. Цель игры - соблюдая очередность, растащить всю кучу, не дав ей рассыпаться.

После танцев играли в различные народные игры: "связали длинную ленту и стали в круг. Началась игра 'рукобивка' (некоторые ходили по кругу и прочих по рукам били)". Когда закончилась эта игра, "встали в круг по трое и гоняли четвертого... игра продолжалась час или полтора, затем пели "заплетися плетень", плясали по-русски, польски. Ее Величество во всех играх сама быть и плясать изволила с Никитой Ивановичем (Паниным - воспитателем наследника).
С Его Высочества пот почти капал, так столь искренне принимал он в сих забавах участие," - отмечает Порошин.

Затем из покоев императрицы вышли семь кавалеров, переодетые дамами: "на всех были кофты, юбки, чепчики. У одного из них на голове был платок, и он одет был... как боярыни одеваются - представлял мамку, а остальные - барышни под ее смотрением. Как пришли, так посадили их за стол с закусками и пунш подносили. Потом шалили и плясали". Среди ряженых были граф Григорий Орлов - фаворит императрицы, шеф Кавалергардского корпуса, в 1760-х гг. он играл видную роль при дворе, а также граф Александр Строганов, блестяще образованный вельможа, которого высоко ценила Екатерина II.

Празднование Рождества Христова и Нового года сопровождалось чередою балов, маскарадов и пиров. Со времен императрицы Екатерины II было заведено новогодний ужин устраивать в хрустальном шатре, воздвигаемом в зале придворного театра. Следуя этой традиции, царская семья и в XIX веке в первый день нового года ужинала в светящейся палатке из узорчатых стекол.

В XIX веке канун Рождества в Зимнем дворце на жилых половинах по обычаю, завезенному из Германии, устанавливали елки для всех домочадцев.
В покоях размещались столы, убранные подарками. Небольшие сюрпризы развешивали на ветвях специально изготовленных железных елочек с медными украшениями. В 1848 г. для императрицы Александры Федоровны и на лотерею было сделано шесть "елок с железными сучьями и медными украшениями".

Красочное описание сочельника в Зимнем дворце в царствование Николая I оставила фрейлина императрицы Александры Федоровны баронесса М.П. Фредерикс. По ее воспоминаниям, "накануне Рождества Христова, в сочельник, после всенощной, у императрицы была всегда елка для ее августейших детей, и вся свита приглашалась на этот семейный праздник".

"Большая елка" для царской семьи и ближайшей свиты устраивалась обычно в покоях императрицы и соседних залах - Концертном и Ротонде. После всенощной перед закрытыми дверями "боролись и толкались все дети между собой, царские включительно, кто первый попадет в заветный зал. Императрица уходила вперед, чтобы осмотреть еще раз все столы, а у нас так и бились сердца радостью и любопытством ожидания. Вдруг слышался звонок, двери растворялись, и мы вбегали с шумом и гамом в освещенный тысячью свечами зал. Императрица сама каждого подводила к назначенному столу и давала подарки. Можно себе представить, сколько радости, удовольствия и благодарности изливалось в эту минуту".

"Государь и царские дети имели каждый свой стол с елкой, убранною разными подарками, а когда кончалась раздача подарков самой императрицей, тогда входили в другую залу, где был приготовлен большой, длинный стол, украшенный разными фарфоровыми изящными вещами с императорской ... мануфактуры. Тут разыгрывалась лотерея между всей свитой, государь обыкновенно выкрикивал карту, выигравший подходил к Ее Величеству и получал свой подарок-выигрыш из ее рук". В этот день в комнатах царских детей, где уже стояли "маленькие елки", "юные великие княжны и малолетние великие князья дарили друг другу разные безделушки".

К Рождеству ежегодно во дворце устраивалась выставка изделий придворных мануфактур - Императорского фарфорового и стеклянного заводов. Они изготавливали к этому празднику сотни вещей - от парадных императорских сервизов и огромных ваз до статуэток, миниатюрных ваз и чашек.

Меняются эпохи, стили, моды. Но всегда с нами светлый праздник Рождества, мы радуемся и одариваем друг друга подарками и сюрпризами. Эрмитаж поздравляет всех друзей с Рождеством Христовым и Новым годом!


Вид Большой церкви Зимнего дворца
Алексей Васильевич Тыранов

Изображение
большего размера


Портрет Екатерины II в кокошнике
Копия с оригинала
Вигилиуса Эриксена
1769-1772 гг.

Изображение
большего размера


Зеркало в резной раме в виде роз и акантовых листьев
1750-1760-е гг.

Изображение
большего размера


Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате
Вигилиус Эриксен

Изображение
большего размера


Портрет князя
Г.Г. Орлова
Андрей Иванович Черный

Изображение
большего размера


Столик ломберный с сюжетом, изображающим чайную церемонию
1770-е гг.

Изображение
большего размера


Тарелочка с фишками для карточной игры (принадлежала Екатерине II)
Мастер Иван Мейсснер
Изображение
большего размера


Табакерка в виде мопса
1760-е гг.
Изображение
большего размера


Портрет императрицы Александры Федоровны
А. Малюков
Изображение
большего размера


Вид Ротонды в Зимнем дворце
Эдуард Петрович Гау
Изображение
большего размера

 

 

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены