История башенных часов Зимнего дворца

На протяжении более чем двух веков над Дворцовой площадью раздается мелодичный бой часов Зимнего дворца. Кажется, так было всегда. Однако первоначальный проект архитектора Ф.Б. Растрелли не предусматривал создание башенных часов. Первые часы на здании Зимнего дворца были установлены над парадным въездом, за аттиком центральной части южного фасада, в 1796 г., через 30 лет после окончания строительства здания. Часы были привезены замечательным русским механиком-изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным из Чесменского путевого дворца, находившегося тогда в пригороде Санкт-Петербурга. В 1797 г. Павел I подписал указ, которым поручал И.П. Кулибину "смотреть" за башенными часами, как и за всеми прочими часами императорской резиденции.

Эти часы прожили сорок лет и погибли в огне, охватившем дворец 17 декабря 1837 г. Вот как описывал это событие А.П. Башутский в книге "Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге": "Давно уже бушевал пожар, нещадно разрушая многообразные органы громадного тела. Вдруг над смутным шумом внутреннего уничтожения возвысился из умиравшего здания, как жалобный стон, чей-то звонкий и всем знакомый голос: древние дворцовые часы, еще нетронутые пожаром, протяжно и жалобно пробили полночь; почти при последнем ударе молота пламя внезапно покрыло их узорчатою сетью, и через минуту они обрушились в огромный костер".

В июне 1839 г. комиссией по восстановлению Зимнего дворца механику Гельферу были заказаны новые часы для императорской резиденции. Гельфер был известен тем, что создал подобные часы для лютеранской церкви святых апостолов Петра и Павла в Петербурге. Мастер обязывался изготовить часы за 8 месяцев. Место для установки башенных часов было заранее подготовлено на чердаке напротив среднего фронтона, обращенного на Дворцовую площадь.

Весной 1839 г. для башенных часов были куплены три колокола: один - весом 197 кг, второй - 58 кг, третий - 37 кг, общий вес колоколов составил 292 кг.

Гельфер к сроку изготовил башенные часы и установил их вместе с колоколами. Единственную надпись "А.Гельферъ. C.Петербург.1839" мастер выгравировал на диске внутреннего вспомогательного циферблата. Механизм часов, изготовленных Гельфером, хорошо сохранился.


Южный фасад Зимнего дворца с башенными часами
Изображение большего размера


Пожар в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года
1838 г.
Изображение большего размера


Конструкция часового механизма
Изображение большего размера


Часовая звонница на крыше Зимнего дворца
Изображение большего размера

 

 

 

© Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены