Интернет-встреча с Александром Сокуровым в "Cafemax в Эрмитаже"
5 апреля 2004 г.

Александр Николаевич, какими качествами должны обладать молодые люди, чтобы понять что кинематограф - их призвание? должны ли они отдавать себе отчет, что это в первую очередь тяжелая и серьезная работа, а не развлекательная тусовка.
Мне кажется, что молодой человек по определению не может осознавать всю тяжесть выбранного пути. Он может знать об этом, но осознавать этого не может. Он не может понять, насколько это тяжелое и ответственное дело. В этой профессии надо прожить жизнь. Мне также кажется, что молодой человек не в состоянии понять, является ли кинематограф его призванием или нет. Для этого нужно прожить жизнь... Может быть, через много лет человек поймёт, что-то, чему он посветил свою жизнь, это не его занятие, и он прожил чужую жизнь. Такие ошибки при выборе искусства как главной составляющей жизни какого-либо из людей, очень сейчас часты. Я бы сказал, что большая часть людей, которые занимаются искусством, совершили ошибки, избрав эту деятельность. Надо стремиться к мастерству. Мастерство без искусства возможно, искусство без мастерства - нет.

Александр Николаевич, у Вас великолепная съемочная команда. Где и когда она образовалась?
Съемочная группа - живой организм, как дерево. Наше дерево растет в благородном месте, но на суровом ветру. Явно на севере. Образовалась она здесь, на этой почве, в 1980-м году, когда я, после окончания Института Кинематографии начал работать на разных студиях. Первым таким человеком, который имеет отношение к формированию группы, это конечно же Владимир Персов - мой друг, звукооператор, звукорежиссёр. Еще конечно - звукорежиссер Сергей Мошков, великолепно образованный, удивительная художественная натура. Операторы, с которыми я работал и продолжаю работать: Сергей Юриздицкий, Алексей Федоров, Александр Буров, большая честь для меня работать с Анатолием Родионовым. И больше 20 лет я работаю с художником по костюмам Лидией Крюковой. С художником- гримером Жанной Родионовой. Я благодарен художникам - постановщикам Наталии Кочергиной, Елене Жуковой. Были люди, которые поддерживали нас. И разумеется, администраторы, экономисты, организаторы производства. Образовалась эта группа потому, что просто мы любим и ценим друг друга. И нам друг без друга жить невозможно. Это уникальное явление в кино, где все сходятся и расходятся, встречаются и разбегаются.

Александр Николаевич, переносите ли свои ощущения мира (радость, боль...) в свои картины? Ваши картины это ваши желания или ваша автобиография?
Совершенно точно могу сказать, что я никогда не снимаю фильмы о самом себе. Собственная моя жизнь это рутинное и обыденное существование в профессии. Ничего удивительного в этой жизни нет. Всё, что я делаю в кино это выдумки, фантазии. Но, конечно, ощущения или чувства, которые при этом возникают, разумеется, имеют ко мне отношения.

Александр Николаевич, скажите, ваша деятельность базируется только на кинематографе или в сферу вашей деятельности попадают и другие постановочные вещи, например шоу, концерты?
Конечно, кинематограф мне далеко не так интересен, как литература. Большой интерес для меня представляет музыкальный театр. Сейчас обсуждается вопрос о постановке мною оперы "Евгений Онегин" в АБДТ. Театр обратился ко мне и для меня это большая честь. Обсуждаются проекты моей работы с Гергиевым - это тоже постановка оперного спектакля. Есть предложения из европейских театров. Мне очень интересно то, что называется инсталляцией. Интересно работать с большим пространством, с большим светов, со звуком. У нашей группы есть опыт такой работы - во время организации представления на Дворцовой площади, к 60-летию снятия блокады. Я еще раз хочу поклониться Эрмитажу, который создает для меня невероятные удобные условия работы. Было сложно организовать работу в мороз, в центре северного города, с использованием огромного количества современных технологий. Это было решительное художественное мероприятия со стороны персонала, возможное только при поддержке М.Б. Пиотровского.

Александр Николаевич, каких новых актеров Вы хотите открыть для себя в Ваших новых фильмах?
Это очень трудный вопрос. Хотя и очень простой. Любимых актеров, конечно. Тех людей, которые станут тебе близкими и очень важны для твоей жизни. Только с ними возможно осуществить художественную форму, художественную жизнь. Я не копирую жизнь, а создаю новую, другую на экране. Для этого нужны новые, другие люди. Очень часто не актеры.

Александр Николаевич, "Русский ковчег" - стал уникальным событием в кинематографе, останется ли он таковым или Вы планируете и далее использовать технику одного дубля?
Да, конечно. Есть замысел, который можно реализовать используя инструмент однокадровой съемки. Это вообще не может быть вопросом исключительного выбора, это вопрос профессиональный, профессиональной собранности.

Каким образом сочетается понятие авторского кинематографа, представителем которого Вас считают, с кинопроизводством, которое невозможно без участия многих людей, а значит, многих индивидуальностей, влияющих на результат? Если бы Вы могли снять фильм в одиночку, было бы это для Вас благом или потерей?
Вполне возможно снять фильм в одиночку. Это не сложно. Сложно добиться высокого профессионального уровня, высокого качества технологий. Сами условия никак не сказываются на направлении движения автора, нужна только воля. То, что для создания кинематографа нужно много волевых усилий - плохо. Кинематограф - область сильных людей, большой воли и колоссальной ответственности. Искусство всегда авторское, оно не может быть не авторским, если это искусство.

Вы сейчас снимаете фильм о Японском императоре. Кто будет героем Вашей следующей "исторической" картины, если она вами задумана?
Да, мы сейчас снимаем фильм, где персонажем является Хирохито. События происходят в 1945 году. Картина снимается на японском и английском языках, с участие замечательных японский и американских актеров. Следующая картина должна быть завершением трилогии, которая была начата "Молохом". Это будет фильм по мотивам "Фауста" Гёте и Томаса Манна. Это будет картина не очень дешёвая, с точки зрения затратности.

Какие сны Вам снятся чаще всего?
Сны мне не снятся. Лет с 30.

Что радует Вас в жизни?
Лето и голос мамы.

О чем Вы жалеете больше всего в жизни?
Жалею о том, что я узнал, что человек смертен. Большая ошибка Создателя сообщить нам, что мы смертны.

Александр Николаевич, планируете ли Вы ещё съемки в Эрмитаже? О чём может быть Ваш новый фильм в этом замечательном музее?
Спасибо за этот вопрос. Да, я обсудил с Михаилом Борисовичем идею новой картины, это игровая картина. Если в течении года мы напишем сценарий, то эта работа может осуществиться. Это современный сюжет, любовная история.

Как вы думаете, может ли художник быть политиком? коммерсантом? бизнесменом?
Думаю что может . Гений и злодейство - вещи совместные.

Александр Николаевич, почему Вы сами снимали фильм "Телец" как оператор? Вам никто из операторов не подходит?
Хороший вопрос. Потому что мне очень важно было в практическом смысле пройти этапы этого художественного и социально формирования. Я всегда вхожу в работу с изображением, проверяю каждый кадр, проверяю композицию, движение кадра, композиционные вещи, постановку света. "Телец" был задуман как сложнейшая технологическая работа. В этом фильме использовался новый объектив, в мире второго такого объектива нет - объектив без линз. Использовались множество сложных оптических эффектов, приборов. Была использована оригинальная система постановки света, которая была осуществлена с помощью Анатолия Родионова. Беспрецедентная по технологической сложности картина. В этом эксперименте я не мог никого подвергать риску, не мог подвергать опасности ни одного оператора. Тем более, что у нас была очень маленькая смета.

Вы можете перечислить фильмы, которые Вас потрясли, повлияли на ваше творчество...
Это "Стачка" Эйзенштейна, это фильм Флаэрти "Человек из Айрона", 30-е годы. И фильм японского режиссёра Камэи "Воюющий солдат", 1946 года. Фигура, которая предопределила и определила всё то, что происходит, происходило и будет происходит в кино, это Довженко. Все художественное, что есть в кинематографической практике сегодня, сформулировано теоретически и сделано практически Довженко на экране. Там можно найти и истоки Тарковского, что-то, что есть у Бергмана, у других современных режиссёров.

Александр Николаевич, скажите, пожалуйста, проводите ли вы встречи со зрителями в другом формате?
Встречи со зрителями проходят, когда мы заканчиваем наши фильмы, или когда мы устраиваем ретроспективы. Мне очень понравилась моя встреча с посетителями Эрмитажной выставки в Иркутске. Это огромная честь для меня оказаться в этой эрмитажной работе. Мне понравилось, как там смотрели "Русский Ковчег". Как люди ждут встречи с киноискусством и искусством вообще. Для меня огромное счастье оказаться в Петербурге и в Эрмитаже. Это для меня священная пещера. Это большое счастье быть признанным Эрмитажем.

Помогают ли вам в работе или других сферах ответы на наши вопросы?
Помогают. Они подтверждают, что мой голос услышан. Это часть моего отечественного проживания. Жить в России и не разговаривать чистосердечно с людьми нельзя. Этот разговор - наше "священное ярмо".

Полностью с интернет- конференцией можно познакомиться на сайте: www.starchat.ru.


 

©Государственный Эрмитаж, 2011.
Все права защищены