16 июня 2016 года в Главном Штабе открылась выставка «Притяжение беспредметности», посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося русского художника-авангардиста Василия Кандинского.
Наряду с полотнами мастера из собрания Государственного Эрмитажа и Государственной Третьяковской Галереи (Москва), на экспозиции представлен знаменитый «Черный квадрат» Малевича, отметивший переход к беспредметности в живописи.
На церемонии открытия выставки Г.В. Вилинбахов, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа по научной работе, поблагодарил кураторов и дизайнеров, принимавших участие в подготовке этого проекта, и отметил: «Абстрактную живопись нужно слышать, ощущать, фантазировать, и эта выставка предлагает зрителю такую возможность».
Представленные на экспозиции ранние работы Кандинского - «Зимний пейзаж» (1909) и «Этюд к пейзажу с зеленым домом» (1908) – примеры произведений, которые еще стоят на грани фигуративного, предметного искусства и абстракционизма. Однако натурные формы уже нечетки, утопают в пылающих красках, восходящих к фовизму и экспрессионизму. В пейзаже «Дюнаберг в окрестностях Мурнау» (1911) от реального пейзажа, обозначенного в названии картины, остается только «формула», передающая взаиморасположение основных элементов.
Отказываясь от предметности изображения, погружаясь в «звучание цвета и формы», Кандинский последовательно разработал три типа абстрактных картин. Импрессии, рожденные под впечатлением от внешнего мира, и импровизации, отражающие внутренние переживания, создавались в отрыве от фигуративности, но еще сохраняли связь с реальностью. В третьем типе картин – композициях – многолетние творческие поиски Кандинского получили наиболее полное выражение. Суть творчества художника переместилась в выразительность линии и цвета, которые не связаны с предметным миром и направлены в область эмоций и ощущений.
В «Эскизе к композиции V» (1911) нет форм, существующих в природе. Для зрителя, не посвященного во внутренние метаморфозы изначальных образов, пятна и линии плывут в неведомом пространстве, не складываясь в подобие реальной сцены. Искусство становится актом подсознательного, которое в идеале должно обладать детской наивностью непредубежденного взгляда на мир.
«Композиция VI» из коллекции Государственного Эрмитажа и «Композиция VII» из собрания Государственной Третьяковской Галереи, написанные Кандинским в 1913 году, стали центром экспозиции. Признанные лучшими работами художника, эти два полотна составили выставку «Контрапункт», которая проходила ранее в Государственной Третьяковской Галерее. Отправной точкой «Композиции VI», стала композиция на стекле «Потоп», которую художник пытался переосмыслить. Внутреннее ощущение катастрофы, выраженное в абстрактной форме, является содержанием полотна. В «Композиции VII», художник пошел дальше, никак не обозначая ее тему, ни каких-либо материальных форм вдохновения. Тем не менее, источниками пластических мотивов считается серия композиций на тему Страшного суда.
«Черный квадрат» Малевича знаменовал торжество беспредметности, когда разрушать в изобразительной форме стало нечего, а предмет потерял плоть. Этот холст, показанный на «Последней футуристической выставке картин "0,10"» в Петрограде в декабре 1915 года, воплотил представление его автора о «нуле форм» – начале и конце всего. В этом нуле подразумеваются все формы и явления, в нем они гаснут и зарождаются вновь в бесконечном и вечном пространстве. Как писал художник, «Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат живой, царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве».
В биографиях Кандинского и Малевича, наиболее значительных художников этого толка, проступают неслучайные черты сходства. Оба пришли в искусство довольно поздно. Кандинский, утонченный интеллигент, в тридцать лет отказался от карьеры юриста и уехал в Мюнхен изучать живопись. Малевич, выходец из мелкобуржуазной провинциальной среды, в двадцать семь лет ради художественного обучения в Москве бросил службу на железнодорожной станции, единственный источник дохода для его семьи. Оба, стремительно впитывая новейшие достижения современного искусства, за очень короткий срок проходят путь от академизма до самых актуальных течений в живописи. Их интенсивный творческий поиск отмечен обращениями к импрессионизму, символизму, кубизму, фовизму и экспрессионизму. Центральной проблемой для каждого из художников стало создание беспредметной живописи.
Куратор выставки – М.О. Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
К выставке «Притяжение беспредметности» выпущен иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016). Авторы текстов – М.О. Дединкин, Л.Н. Бобровская (Третьяковская Галерея).
Выставка подготовлена при поддержке компании Montblanc.