
«Илья Кабаков едва ли не единственный русский художник второй половины XX века, ставший общепризнанной мировой величиной. Илья и Эмилия Кабаковы были едва ли не единственными в западном мире, кто публично выступил против разрыва связей с русскими институциями культуры. В здании Главного штаба тотальная инсталляция, посвящённая советской цивилизации, перекликается с экспозициями, посвящёнными предшествовавшей русской цивилизации – имперской. Но её герой – маленький человек, наследник персонажей Гоголя и Достоевского», – отметил М. Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Илья и Эмилия Кабаковы – известные художники-концептуалисты, вошедшие в историю искусства как создатели нового жанра – тотальной инсталляции. Это – художественное пространство, наполненное специфической атмосферой, особая среда, в которой всё – не только отдельные объекты, но и их окружение, цвет и конфигурация стен, освещение, звуки, запахи – обретает новые смыслы и работает на усиление задуманного авторами образа.
Тотальная инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» стала одной из самых масштабных в творчестве Кабаковых. Она была создана и впервые показана авторами в Палермо в 1999 году. Тотальная инсталляция представляет собой проект утопического города-музея, о строительстве которого художники мечтали многие годы. Он задумывался как памятник той цивилизации, в которой они родились и провели бóльшую часть жизни, – Союза Советских Социалистических Республик. Подобно археологам, Кабаковы собирали, описывали и систематизировали «обломки» этой ныне не существующей цивилизации в своих полномасштабных инсталляциях. Опираясь на личный опыт и воспоминания, они спроектировали такой музей, блуждая по отдельным комнатам-инсталляциям которого, зрители, никогда не видевшие этой цивилизации, могли бы составить о ней собственное представление.
Показанная на выставке инсталляция содержит детальные чертежи, планировки и эскизы этой нереализованной «сверхтотальной» инсталляции-музея. В центре зала находятся его макеты: вид изнутри и снаружи. Вокруг них – восемь витрин с описанием общей структуры музея и отдельных его разделов. Каждой комнате-инсталляции соответствуют стенды, развешенные на стенах зала. Многие из этих инсталляций были построены авторами в разные годы в качестве самостоятельных произведений искусства, и в настоящее время они хранятся в музейных собраниях по всему миру. Например, в Главном штабе можно увидеть две инсталляции из состава утопического «Памятника исчезнувшей цивилизации»: «Жизнь в шкафу» и «Туалет в углу».
Тотальная инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» была передана Ильёй и Эмилией Кабаковыми в дар Эрмитажу в 2014 году, и сейчас, после длительной реставрации, она впервые представлена на экспозиции.
В своих инсталляциях Илья и Эмилия Кабаковы работают с частной и коллективной памятью, провоцируя и нас, зрителей, оглянуться назад. Зацепившись за давно знакомый, но забытый предмет, музыкальный фрагмент или шрифт наша память может окунуть нас в тёплые и приятные, а иногда в болезненные и даже травмирующие воспоминания из личного или семейного прошлого.
Куратор выставки – Марина Викторовна Шульц, заведующая Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа.
К выставке подготовлена иллюстрированная брошюра (Издательство Государственного Эрмитажа, 2024), которую предваряет вступительная статья М. Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа. Автор текста – М. В. Шульц.
Выставку можно посетить до 1 июня 2025 года по входному билету в Главный штаб.
Профильный медиапартнёр:
Вступительная статья
Музей и ангелы
Илья Кабаков относится к той горстке российских художников, которые получили безусловное мировое признание.
Собрание работ Ильи и Эмилии Кабаковых в Эрмитаже – одно из самых больших в мире благодаря последнему дару, который мы сегодня выставляем.
«Памятник исчезнувшей цивилизации» – проект не осуществленного, но существующего уже в истории искусств (как башня Татлина) комплекса инсталляций. Это – рассказ о слитых вместе утопиях и мечтах, бытовых неурядицах и грусти примитивного бытия некоего мира, который является одновременно и нашим, и не нашим. Это мир коммунальных квартир, черных лестниц и семейных альбомов, за что Кабакова в России часто упрекают в очернительстве. Но это и мир, из которого улетают в космос, мир, куда спускаются ангелы, и из которого люди с их помощью поднимаются на небеса.
Это цивилизация великих достижений; но проект, как раскопки древнего поселения, больше рассказывает о быте, чем о парадных церемониях и больших войнах. Это история глазами маленького человека, иногда даже «подпольного». Художники в визуальном формате продолжают великую традицию русской литературы Гоголя, Достоевского и Толстого. Доброта этой традиции хорошо видна опытному взгляду, который радуется тому, что в этом мире Кабаковых практически нет «смердяковых». Зато есть утопические и небесные горизонты, делающие этот проект еще и частью, и продолжением русского космизма, может быть самого главного, но мало оцененного еще вклада России в мировую цивилизацию.
«Цивилизация» – термин, который сегодня стали употреблять очень широко; он может быть единицей измерения человеческой истории, горизонтального и вертикального. На выставке представлена некая «цивилизация» в том смысле, который любят употреблять археологи и популяризаторы; каждый раз, находя новую культуру, они говорят о «цивилизации», «исчезнувшей». Кабаковы задумывали разместить свой проект под землей, и вроде бы получается некий курган, под которым хранятся следы повседневной жизни предков. Курган – это знаковый термин для Эрмитажа; из курганов происходят многие знаменитые экспонаты музея, наши археологи копают курганы. А тут мы вместе как бы созидаем новый курган, чтобы потом его раскопать.
И этот образ подчеркивает еще одну особенность творчества Кабаковых – музейность, их глубокое понимание эстетики и внутренних смыслов музея. Поэтому именно в музеях происходят многие события их инсталляций, а сами инсталляции часто напоминают музейные экспозиции или музейные каталоги. Прошлое как критерий будущего постоянно присутствует в этой цивилизации.
Историко-философский смысл слова «цивилизация», столь модного сегодня, тоже присутствует в проекте. На первый взгляд он рассказывает о российской советской цивилизации в ее бытовом аспекте. На самом деле он не так примитивно конкретен, а – значительно шире; и в эрмитажном контексте приобретает новые измерения, так как нарочито соседствует в здании Главного штаба с другими элементами российской цивилизации – Музеем гвардии, комнатами памяти Карла Фаберже, залами русского ампира и батальными картинами. К этому добавляется и философский «Красный вагон». Это лишний раз показывает всем, как близок Кабаковым дух музея, одного из главных изобретений европейской культуры, оказавшегося полезным и дорогим всему миру.
Эта выставка, как и все, что делает Эрмитаж, вызовет раздражение многих – кого своим снобизмом, кого – кажущейся простотой. Не всем нравится этот мир, созданный «под Курганом». На самом деле к нему надо привыкнуть, потратив время, как надо посидеть и послушать музыку в «Красном вагоне».
Кабаковы были среди тех художников на Западе, которые в решительный момент публично выступили против разрыва отношений с российскими культурными институциями. Сегодня их работы являются главными представителями современного искусства в Эрмитаже.
Михаил Пиотровский,
Генеральный директор Государственного Эрмитажа,
академик Российской академии наук и Российской академии художеств