• Капризница

    Художник:
    Ватто, Антуан. 1684-1721
    Техника:
    масло
    Размеры:
    42x34 см

Ватто, Антуан. 1684-1721

Капризница

Франция, около 1718 г.

Картина признается одной из лучших галантных сцен позднего периода творчества Антуана Ватто, чье авторство никогда не вызывало сомнений. Своим оригинальным названием «La Boudeuse», поныне фигурирующим в иностранной литературе, картина обязана французскому романисту, историку и художественному критику Эдмону де Гонкуру, который именно так упомянул ее в «Catalogue raisonné de l’oeuvre peint, dessiné et gravé d’Antoine Watteau» (Goncourt 1875). Русское название «Капризница» связано со старым переводом этого слова на русский язык. В действительности оно означает «надувшая губы». Многих историков ставил в тупик загадочный сюжет картины. Они безрезультатно силились осмыслить роль женской фигуры – то ли надменной, высокомерной, то ли безразличной до бесчувственности и презрительной (Rosenberg 1984). Одеяния персонажей также достаточно необычны. На голове кавалера красуется красноватый берет, какие носят только на сцене; черное платье дамы, с длинными прорезными рукавами, – тоже, несомненно, театральный костюм. Подобные одеяния в духе XVII в. очень характерны для французcкого театра особенно первой четверти XVIII столетия. Ватто любил ставить своих персонажей в пространстве между ролью и реальной жизнью, что придавало загадочный смысл многим его произведениям. Интересную трактовку нашего сюжета предложила Ю. Н. Белова (2010). Каприз в теории светского общения того времени – целая структура прихотливого поведения, связанная скорее с женским самоутверждением, нежели с глупыми притязаниями. Главная героиня играет в каприз, осваивая новый тип обольстительницы, знающей себе цену. Кавалер, опытный ловелас, кажется, заинтригован этой таящей неожиданные повороты игрой не по правилам, которую принесла в светскую жизнь эпоха Регентства. Но повод для обиды представляется надуманным и, по-видимому, призван спровоцировать кавалера на притворную ссору.

Название:

Капризница

Место создания:

Время создания:

Материал:

Техника:

масло

Размеры:

42x34 см

Поступление:

Поступил в 1922 г. Передан из собрания Строгановых

Инвентарный номер:

ГЭ-4120

Категория:

Раздел эрмитажного собрания:

Персональные коллекции с этим произведением: