Придворный театр, так называемый Оперный дом, согласно проекту Растрелли занимал весь юго-западный ризалит Зимнего дворца, выходя окнами на Дворцовую площадь и Адмиралтейство.
Джакомо Кваренги. Продольный разрез Эрмитажного театра. 1780-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Место создания – Россия.
Джакомо Кваренги. Эрмитажный театр. Фасад. 1783. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Место создания – Россия.

Джакомо Кваренги. План Эрмитажного театра. 1784–1787. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Место создания – Россия.
Первое представление состоялось здесь в декабре 1763 года, через год после вступления Екатерины II на престол. На протяжении двадцати лет этот театр, вмещавший 500 зрителей, был центром театрально-музыкальной жизни Петербурга.
В мае 1783 года Екатерина II распорядилась устроить на месте Оперного дома жилые покои, а через несколько месяцев императрица подписала указ о строительстве нового театра по проекту Джакомо Кваренги на месте Зимнего дворца Петра I, расположенного на углу Зимней канавки и набережной Невы. При Анне Иоанновне здесь жили музыканты и комедианты, и позднее здание Зимнего дворца Петра I стало называться Театральным домом. Поэтому место для постройки Эрмитажного театра было выбрано не случайно.
Кваренги предложил встроить его в старое здание. Архитектор использовал прежние фундаменты и часть стен и увеличил площадь за счёт двора. Таким образом в первую очередь возводили зрительный зал со сценой, во вторую – пристраивали фасад. В театр можно было попасть непосредственно из дворца через галерею, построенную над Зимней канавкой (Юрий Фельтен, 1783 год), или поднявшись по лестнице с набережной.
Джакомо Кваренги ориентировался на образцы античной архитектуры и творение своего кумира – великого зодчего XVI века Андреа Палладио, построившего знаменитый театр Олимпико в Виченце.
Окна первого этажа, отделанного рустом, украшены замковыми камнями с львиными масками. Это один из любимых приёмов Кваренги. Стройная колоннада второго яруса фасада фланкирована ризалитами с расположенными в нишах статуями древнегреческих драматургов и поэтов.
Как и фасад театра, зрительный зал обильно декорирован скульптурой. Его стены, облицованные искусственным мрамором, оформлены колоннами с капителями, украшенными сценическими масками, похожими на те, которые архитектор находил при раскопках древнеримского города Помпеи. «Я старался дать театру античный вид, согласуя его в то же время с современными требованиями..., – писал Кваренги. – Он достаточно просторен для того, чтобы в нём можно было давать самые великолепные спектакли... на полукруглой форме амфитеатра я остановился по двум причинам. Во-первых, она наиболее удобна в зрительном отношении, а во-вторых, каждый из зрителей со своего места может видеть всех окружающих, что при полном зале даёт очень приятное зрелище».
По сторонам сцены, внизу, размещались две небольшие ложи, одна из которых как высший знак признательности была предоставлена Кваренги в пожизненное пользование.
Императрица скорректировала некоторые особенности зрительного зала. Посетив приближающуюся к завершению стройку, царственная заказчица велела сделать проходы шире, чтобы дамы могли свободно перемещаться в пышных платьях, приделать к скамьям спинки (что, конечно, противоречило античным образцам), а главное – увеличить сцену.
В Эрмитажном театре был показан почти весь европейский репертуар того времени. Среди опер, балетов, комедий особое место занимали постановки сочинений самой императрицы, которая печалилась о состоянии отечественного театра и желала наполнить его хорошими пьесами. «Театр – школа народная…, я – старший учитель в этой школе, за нравы народа мой первый ответ Богу». Несколько пьес на темы русской истории Екатерина Великая именовала подражаниями Шекспиру, в других же комических сочинениях высмеивала политических оппонентов. К созданию коротких шуточных пьес или сценок императрица привлекала своё окружение: и придворные, и иностранные дипломаты должны были проявить литературные способности, а порой становиться актёрами.
Великолепный театр, где представления сменялись обедами, где блистали звёзды европейской и русской сцены и собирался цвет петербургского общества, стал неотъемлемой частью многогранной жизни российского императорского двора.
Источники
Программа «Зимний дворец и его обитатели». Авторы: Р. М. Коган, Н. А. Сидорова, Н. И. Тарасова.
Г. Н. Комелова, А. Г. Побединская, «Оперный дом» Зимнего дворца. Очерки жизни императорской резиденции. СПб, 2000. С. 114 –131.
Ю. Ю. Денисова. Статья «Театр под стать музею». Журнал «Дилетант», № 99, 2024.
Н. В. Дризен. «Материалы для истории русского театра». М., 1905. С. 98 и далее, с. 153–162.
Дополнительные материалы:
Курс «Екатерина Великая»
https://academy.hermitagemuseдm.org/themes/ekaterina-velikaya_1430314368