К весне 1762 года все строительные работы в Зимнем дворце были в основном закончены, продолжалась отделка внутренних помещений и царских покоев.

Е. Г. Виноградов
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны.
1761.
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Место создания – Россия

П. Ф. Борель
Портрет императора Петра III
Сер. XIX века. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Место создания – Россия

К. А. Ухтомский
Виды залов Зимнего дворца. Парадная лестница
1860
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Место создания – Россия
Императрица Елизавета Петровна, для которой Франческо Растрелли возводил дворец, скончалась зимой, так и не успев увидеть его во всём блеске. Первыми хозяевами новой резиденции стали Пётр III и Великая княгиня Екатерина Алексеевна.
Несмотря на незавершённые работы, Пётр III посчитал переезд возможным. Единственное, что служило серьёзной помехой — весь Адмиралтейский луг (Дворцовая площадь) был загромождён бараками, складами и различным мусором.
Для решения этой проблемы нашёлся остроумный и действенный выход.
Однажды утром на улицах города по приказу петербургского генерал-полицмейстера Николая Андреевича Корфа появились глашатаи. Было объявлено, что на площади перед дворцом все желающие, безо всякой платы, могут брать всё, что им понравится. «Не успело истинно пройти несколько часов, как от всего несметного множества хижин, лачужек, хибарок не осталось ни одного бревна, ни одной дощечки, а к вечеру как не бывало всех щеп, мусора и другого дрязга. Не осталось ни одного камушка и половины кирпича», — так описывает события известный в будущем деятель эпохи Просвещения, Андрей Тимофеевич Болотов, служивший в то время адъютантом у Николая Андреевича Корфа.
Императорская семья переехала в новый дом на Пасху, 7 апреля 1762 года (20 апреля по новому стилю). Этот день можно считать началом блестящей, насыщенной, драматичной жизни императорской резиденции.
Для Петра III предназначался юго-восточный ризалит дворца, выходивший окнами на Дворцовую площадь и Миллионную улицу, Екатерине Алексеевне отводилась западная часть, а наследнику Павлу Петровичу — южная.
Андрей Тимофеевич Болотов посетил первый приём в Зимнем дворце и описал свои впечатления от этого значимого для истории дня: «И самая уже огромность и пышность здания приводили меня в некоторое приятное изумление, а когда вошёл я… внутрь сих новых императорских чертогов и увидел впервые ещё от роду всю пышность и великолепие дворца нашего, то пришёл в такое приятное восхищение, что сам себя почти не вспоминал от удовольствия».
Придворные торжества и приёмы продолжались недолго. Летом 1762 года Пётр III переехал в Ораниенбаум и вскоре, в результате дворцового переворота, был свергнут с престола, а 17 июня скончался в Ропшинском дворце при невыясненных до конца обстоятельствах после ссоры, возникшей между ним и охранявшими его офицерами.
На трон вступила Екатерина II, которая вновь торжественно переехала во дворец после коронации. И для Зимнего дворца, и для всей страны началась новая эпоха — эпоха Екатерины Великой.
Источник: программа «Зимний дворец и его обитатели». Авторы: Р. М. Коган, Н. А. Сидорова, Н. И. Тарасова; Комелова Г. Н. Зимний дворец в XVIII веке. Зимний дворец. Очерки жизни императорской резиденции. СПб, 2000. С. 13–43.