В августе 1829 года в Зимнем дворце состоялся приём посольства из Персии, присланного с извинениями за смерть российского дипломата и писателя Александра Сергеевича Грибоедова.

Н. И. Уткин
Портрет А. С. Грибоедова
1829
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Место создания – Россия

Эдвард Хаузер
Хосров-мирза в Петербурге
1829
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Место создания – Россия

Чашки фарфоровые с портретами Фатх-'Aли-шаха и 'Аббас-мирзы,
на золотой подставке
Фарфоровый завод «Worcester»
Конец 1820-х гг. (чашки); первая треть XIX в. (подставки)
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Место создания – Англия, Иран
После заключения в 1828 году Туркманчайского мира, положившего конец русско-персидской войне, Александр Грибоедов был назначен в Персию полномочным министром для обеспечения выполнения условий договора. Туркманчайский мир был основой русско-персидских отношений до 1917 года, что свидетельствует о его важности.
11 января 1829 года Александр Грибоедов и другие члены дипломатической миссии погибли от рук религиозных фанатиков.
В условиях продолжавшейся русско-турецкой войны правительство России опасалось нового конфликта с Персией. Поэтому император Николай I удовлетворился принятием искупительного посольства.
Персидский принц Хосров-мирза был отправлен в Российскую империю c тем, чтобы принести извинения правителя Персии Фатх 'Али-Шаха за смерть российского посла и подтвердить добрые отношения двух стран.
В качестве резиденции послу был предоставлен Таврический дворец. В день его приёма у императора в Зимнем дворце в знак почёта, оказываемого гостю, обыкновенный караул был увеличен. Гвардейские полки выстроились от главных ворот в царскую резиденцию до Концертного зала дворца, назначенного местом для ожидания аудиенции. В Георгиевском и Тронных залах были размещены дворцовые гренадёры.
При въезде посла во двор Зимнего дворца стоявшие там солдаты приветствовали его музыкой. Хосров-мирза немного отдохнул в Концертном зале, где по восточному обычаю ему был подан кофе, десерт и шербет. Затем посол проследовал в Георгиевский зал, где его ожидал император Николай I, императорская фамилия, вице-канцлер граф Нессельроде, члены Государственного совета, сенаторы и высшие офицеры.
По левую сторону залы размещался весь дипломатический корпус.
Хосров-мирза с грамотой от шаха в руках, поклонившись и приблизившись к государю, произнёс речь, в которой говорилось, что его правительство с ужасом восприняло убийства членов дипломатической миссии и просит «предать вечному забвению происшествие, оскорбившее равно как двор российский, так и двор персидский».
Император, взяв посла за руку, сказал, что предаёт забвению «злополучное тегеранское происшествие». Печально-торжественная церемония подробно описана в работе военного историка Василия Потто «Кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях».
После этого принц был удостоен краткого разговора с императором в особой комнате, а затем приглашён в Малый тронный зал, где по обычаю получил аудиенцию у императрицы.
После представления наследнику и его свите посол возвратился в Таврический дворец.
Приём персидского посла был проведён согласно установленному церемониалу. Некоторая подчёркнутая пышность была продиктована уважением к обычаям Востока.
Спустя два дня после высочайшей аудиенции в письме наместнику на Кавказе графу Ивану Паскевичу-Эриванскому министр иностранных дел России граф Карл Нессельроде сообщал: «Наконец совершилось торжественное событие, к которому, согласно великодушным желаниям государя императора, стремились деятельные усилия вашего сиятельства. Персидское чрезвычайное посольство, допущенное 10-го текущего месяца к высочайшему присутствию, пред лицом мира засвидетельствовало невинность персидского правительства в пагубном убиении нашего министра».
Стоит отметить, что путь посольства проходил через Москву, где Хосров-мирза посетил мать Грибоедова. «Свидание их было, как сказывают, очень чувствительно и интересно, разумеется, она как мать не могла быть равнодушною, увидя единоземцев народа, который лишил её сына. Принц со слезами у неё просил за них прощения её, чтоб она сказала ему, в чём он может ей быть полезен, жал ей долго руку и в это время слезы катились по лицу Его». Так докладывал об этой встрече своему руководству майор Брянчанинов.
Миссия Хосров-мирзы завершилась успешно. Принц прожил в Петербурге ещё два месяца, окружённый вниманием светского общества, и, удостоившись прощальной аудиенции императора, в октябре отправился в обратный путь.
Историческая справка
Первая попытка систематизации и законодательного оформления норм церемонии приёма послов была предпринята Елизаветой Петровной в 1744 году. Был выработан «Церемониал для чужестранных послов при Российском императорском дворе», который оговаривал все детали приёма, начиная с въезда в императорскую столицу.
Источник: Образовательная программа «Зимний дворец и его обитатели». Авторы: Р. М. Коган, Н.И. Тарасова, Н. А. Сидорова