Церемония торжественного открытия Государственной думы состоялась 27 апреля 1906 года в Георгиевском зале Зимнего дворца.

Фотографическое ателье «К.Е. фон Ган и Ко».
Тронная речь императора Николая II.
1906. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Место создания – Россия.
Церемония торжественного открытия Государственной думы состоялась 27 апреля 1906 года в Георгиевском зале Зимнего дворца.
Вот как описывает это событие в своём дневнике великий князь Константин Константинович Романов (знаменитый поэт К. Р.): «Налево стояли члены Госуд[арственного] Совета, направо члены Думы. Слова молитв трогали душу и проникали глубоко в мысль и в сердце. Отошёл молебен. Государь остался стоять посереди зала, певчие и младшее духовенство стали выходить из зала, унося с собою икону, аналой и подсвечники. Императрицы направились к своему месту, где уже были великие княгини... Мы – великие князья – прошли мимо Государя и расположились по трём нижним ступеням, ведущим к трону, между ним и возвышением для Императриц и велик[их] княгинь. Тут же на ступенях стояли нёсшие Царские Регалии».
Когда все заняли свои места, Государь медленно и величественно направился к трону, взошёл по красным его ступеням и сел на престол. Через спинку трона была наброшена императорская порфира. По знаку Государя министр Двора взошёл по ступеням и с низким поклоном подал бумагу; Государь взял её, отдав Фредериксу свою шапку, а потом встал, сделал шага два-три вперёд и громко, внятно, медленно стал читать свою речь. Чем дальше он читал, тем сильнее овладевало мною волнение; слёзы лились из глаз. Слова речи были так хороши, так правдивы и звучали так искренно, что ничего нельзя было бы добавить или убавить. В них было и величие, и вера в светлое будущее России, и любовь к народу, и желание видеть его счастливым. Закончил Царь свою речь словами "Бог в помощь Мне и вам". И речь была покрыта громовым ура. Тем же порядком шествие тронулось обратно. По пути следования шествия гремело ура».
Интересен критический взгляд на открытие Государственной Думы российского предпринимателя, представителя старинной дворянской фамилии, отца генерала Петра Врангеля, Николая Егоровича Врангеля. Вот что oн пишет в своей автобиографической книге: «Воспоминания: от крепостного права до большевиков»: «27 апреля предстояло открытие Государственной думы, и депутаты были приглашены в Зимний дворец. В этом собрании я не был и потому могу передать лишь то, что слыхал от присутствующих. Многие депутаты явились демонстративно одетыми в затрапезные платья, вели себя вызывающе, на поклон Государя не ответили.
Но я видел их, когда они съезжались к Таврическому дворцу. Какая смесь одежд и лиц! Поляки в кунтушах, восточные халаты и чалмы, священники, каких в городах не видать, дерзкие, развязные волостные писаря из разночинцев, сельские учителя, самоуверенные интеллигенты, крестьяне, удивлённые сами видеть себя в роли законодателей, знакомые всему Петербургу общественные деятели-краснобаи.
И при виде этих "лучших" людей невольно сомнение закрадывалось в душу.
Собравшись в Думе, первым делом депутаты потребовали общую амнистию. В ответном адресе Государю был брошен вызов.
Но о деятельности Государственной думы, не только первой, но и последующих, говорить подробно не стану... Скажу только, что с первых же шагов стало очевидно, что ни правительство, ни Дума не на высоте своего положения.
Правительство с места доказало, что оно ничего не забыло и ничему не научилось, что, как вскоре сказал сам Государь, "Самодержавие будет как встарь".
На Думу правительство смотрело как на неизбежное зло, как на отрицательную величину, с которой не только считаться, но и ладить нет надобности. На обещанную под давлением страха конституцию – как на пустой посул, который исполнению не подлежит. О том, что слово не только Царя, но и простого смертного обязывает, и Царь, и его правительство, очевидно, забыли».
Государственная Дума I созыва провела одну сессию и просуществовала 72 дня, после чего была распущена императором Николаем II. В Манифесте, объясняющим роспуск, говорилось: «Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты только Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населению».
За 72 дня Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.
Источники:
- Программа «Зимний дворец и его обитатели». Авторы: Р. М. Коган, Н. А. Сидорова, Н. И. Тарасова.
- Дневник великого князя Константина Константиновича Романова https://corpus.prozhito.org/note/270490/
- Н.Е. Врангель «Воспоминания. От крепостного права до большевиков». http://az.lib.ru/w/wrangelx_n_e/text_1922_ot_krepostnogo_prava.shtml?ysclid=lv2bvhfzpn103769888