Вышел в свет очередной номер журнала «Эрмитаж» (выпуск № 39, 2024), подготовленный Государственным Эрмитажем совместно с Фондом «Эрмитаж XXI век».










«Весь мир играет с цифровой культурой. Эрмитаж – не исключение. Создав ясные основы Большого Эрмитажа на земле, мы строим его резервную копию – небесный, облачённый, точнее – цифровой Эрмитаж. Это уже реальность, главный пример которой пока – виртуальный визит со многими цифровыми ответвлениями. В то же время мы не забываем напомнить, что цифровое изображение, цифровой мир имеют свои ограничения и особенности, отсутствующие в мире аналоговом. Мы любим парадоксы», – отмечает Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Этот номер посвящён выставочной, реставрационной и просветительской работе Эрмитажа, проектам в области инклюзии. Основные темы выпуска: «Новые загадки картин Леонардо да Винчи», «От готики до Гойи», «А. В. Сивков. Реконструкция зданий Эрмитажа», «Приключения барона Мюнхгаузена в России».
Одной из самых значительных выставок этого года в Эрмитаже стала экспозиция «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Реставрационному проекту посвящена выставка «"…и сделаем себе имя…". Вавилонская башня Тобиаса Верхахта» и статья «Фламандская пирамида».
Выставочная деятельность Эрмитажа представлена невероятными проектами в России, среди которых – Дни Эрмитажа в Центре «Эрмитаж – Казань», где показана выставка «Не верь глазам своим. Иллюзии в искусстве»; а также Дни Эрмитажа в Волгодонске с экспозицией «В бою и на параде. Шедевры защитного сооружения из собрания Государственного Эрмитажа» и инклюзивной выставкой «Незримое искусство. Расширяя границы возможного».
Важное место занимает рассказ об экспозиции «Илья и Эмилия Кабаковы. Памятник исчезнувшей цивилизации». Инсталляция была передана авторами в дар музею в 2014 году и впервые будет представлена в стенах Эрмитажа в знак уважения и в память о недавно ушедшем художнике Илье Кабакове.
Особой темой стал раздел «Эрмитаж в годы войны», рассказывающий о мемориально-выставочном проекте, посвящённом событиям и людям в героические блокадные дни.
Большой интерес вызывает публикация «Философия русской Аркадии. От виллы Ротонда до "Тригорского изгнанника"».
О новых приобретениях Эрмитажа рассказывают статьи «Мебель с императорской яхты "Полярная звезда"» и «Фарфоровые дары М. Ю. Карисалова Государственному Эрмитажу».
Отдельного внимания заслуживает публикация о первом совместном проекте Государственного Эрмитажа и авиакомпании «Россия», который знакомит жителей нашей страны с подлинным разнообразием энциклопедической коллекции музея.
Журнал издан на русском языке и содержит краткий перевод материалов на английский язык. Над номером работали: главный редактор – Зорина Мыскова, дизайн и вёрстка – Людмила Ивакина, макет – Андрей Шелютто.
Издание реализовано в рамках проекта Государственного Эрмитажа «Искусство жить». Генеральный партнёр проекта – компания «Магнит».
Приобрести журнал можно в Эрмитажном магазине в Главном музейном комплексе и в Главном штабе.
Вступительная статья
«КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»
Весь мир играет с цифровой культурой. Эрмитаж – не исключение. Создав ясные основы Большого Эрмитажа на земле, мы строим его резервную копию – небесный, облачённый, точнее – цифровой Эрмитаж. Это уже реальность, главный пример которой пока – виртуальный визит со многими цифровыми ответвлениями. В то же время мы не забываем напомнить, что цифровое изображение, цифровой мир имеют свои ограничения и особенности, отсутствующие в мире аналоговом. Мы любим парадоксы.
В этой атмосфере в выставочной программе Эрмитажа вдруг обнаруживается некая мистическая составляющая, двоичность смыслов и структур, рифмующаяся с принципом двоичного счисления, лежащего в основе цифровой культуры. Это не прямое её воплощение, это не дихотомия, антиномия, антонимия или бинарная оппозиция. Это просто такой мистический флёр – образ, знак, иногда похожий на «водяной».
В эрмитажных программах неожиданно выступает парность. Замечательная выставка испанской живописи из ГМИИ построена на дискуссии вокруг парных картин – парных по замыслу художника или по воле музейной экспозиции. Целая серия выставок в Эрмитаже образует сложные, неидентичные пары: два Щукина, два Морозова, два Дени Дидро, два полотна со знаменитой первой выставки импрессионистов.
Монументальная выставка натюрморта «вокруг» Снейдерса полемически играет с противопоставлением «умения жить» и memento mori. Вспоминаешь «чучела» Яна Фабра, вызвавшие острый протест – вроде бы привычных к фламандским «чучелам» – зрителей и даже экскурсоводов.
«Мюнхгаузен» соединяет поиск истоков знаменитой сказки с реальной историей службы иностранцев при русском дворе. Инклюзивные выставки играют различием между зрительным и тактильным ощущениями, а выставки «обманок» опять возвращают к дуальному смыслу натюрморта – мёртвый/живой. Осязаемые и такие красноречивые блокадные ящики и рисунки странным образом по-другому оживают в новой «виртуальной» – «иллюзорной» экспозиции о блокаде.
Формой музейной дипломатии становятся обмены «залами» и «уголками»: Эрмитаж – Маскат, Эрмитаж – Эребуни, а двойник знаменитого костромского оленя и вовсе превращается в самолёт, как у скифских шаманов. В фарфоровых сервизах начинается осознанная и увлекательная перекличка основных предметов, поздних замен и добавлений. Игрой в «двойников» оборачивается смелая выставка о загадках участия Леонардо в работах его учеников. Глубоко философская «Исчезнувшая цивилизация» Кабаковых вдруг начинает видеться на фоне великих развалин Пиранези.
Это всё, конечно же, ощущения, случайно возникающие рифмы, которые легко отбросить в сторону. Но они возвращаются, напоминают о себе подспудно и подсознательно, а иногда и не напоминают вовсе, но ждут, когда о них вспомнят. Или не вспомнят, как мы не помним, что красивые до нервозности картинки и звуки порождены игрой только двух цифр – нуля и единицы. Или проще – «крестика и нолика».
Эрмитажные экспозиции, выставки и «променады» – они как айсберг, тоже двоичный символ, проявляющийся в музейных событиях этого лета, напоминая о специфике и фундаментальной простоте художественного освещения многополярного мира. Музей, играя, проникает в сущности этого мира, украшает его, находит неожиданные сопоставления и рифмы – и тем делает его одновременно и более понятным, и более интересным.
Михаил Пиотровский,
Генеральный директор Государственного Эрмитажа