Блог музея

Постоянная экспозиция «Искусство Византии IV-XV веков»

Опубликовано 27 июля 2015 г.

На третьем этаже Зимнего дворца, в залах 381, 381а и 382 открыта обновленная экспозиция, посвященная искусству Византийской империи. О ней рассказывает старший научный сотрудник Отдела Востока Ю.А. Пятницкий, один из авторов концепции экспозиции.

Комментарии (2)

Юлия Денисова | 27 авг. 2015 г. 13:05

Конечно, размещение копий на постоянных экспозициях Эрмитажа - шаг неоднозначный…но в данном случае правильный и оправданный...
Во-первых: при всем богатстве, разнообразии и уникальности эрмитажного собрания, в нем преобладают памятники не монументальные, и живопись представлена только произведениями средне и поздневизантийского времени. Так что копии дают практически единственную возможность напомнить посетителям о ранневизантийской живописи, ранних иконографических изводах, о смальтовой мозаике и ее роли в декоре храма. А это очень важно, при проведении экскурсий, особенно для школьников, которым необходима наглядность.
Во-вторых, расположенные на лестничной площадке, словно в преддверии основной части экспозиции, копии мозаик корреспондируют с картой и фотографиями архитектурных сооружений и создают некий выразительный и информативный образ, своеобразную яркую прелюдию экспозиции…
В-третьих, сами по себе эти копии пример очень качественной и серьезной работы по фиксации монументального памятника.

����� | 29 июл. 2015 г. 11:29

Включение в экспозицию копий мозаик (пусть и столетней давности) - очень странный шаг, чтобы не сказать сильнее. Всё-таки Эрмитаж - это не ГМИИ с его слепками. Копия в постоянной экспозиции, во-первых, провоцирует узнавшего об этом посетителя на недоверие к подлинности прочих экспонатов (как в том же ГМИИ многие игнорируют египетскую коллекцию, так как думают, что она тоже состоит из слепков) и в некотором смысле "унижает" их, во-вторых, вызывает у обывателя подозрения, что уровень всей коллекции довольно низок по мировым стандартам, иначе её не пришлось бы разбавлять. А ведь византийский отдел Эрмитажа не может пожаловаться на дефицит хороших подлинников. Так зачем же такие фокусы? Всё равно что поставить в римский зал современную (да хоть бы и начала XX века) копию Венеры Милосской, чтобы публика сильнее впечатлилась.

Оставьте сообщение

Вы решили оставить комментарий. Это здорово! Пожалуйста, имейте в виду, что комментарии модерируются. Также, пожалуйста, не используйте спам, иначе он будет удален.

* обязательные