Выставка «Матисс. Пикассо. Шагал...Искусство Западной Европы 1910 – 1940-х годов в собрании Эрмитажа» – это первая попытка представить искусство Европы межвоенных десятилетий на примере произведений из собрания музея.
(1890 – 1964)
Метафизический натюрморт.
1918 год
Холст, масло. 71,5 х 61,5 см
В основе этого художественного построения лежит интерес мастера к геометрии чистых объемов. Однако предметный мир важен художнику, не мыслящему своего творчества в рамках абстракции. Так, для усиления ритмов кривых линий на шею манекена он повязывает ленту. Колорит, при всей ограниченности цветовой гаммы, не лишен изысканности. Вместе с тем, натюрморт написан чрезвычайно гладко, будто мастер, не желая «оставить следы», скрывает любое свидетельство о себе как авторе.
(1887 – 1985)
Н.В. Гоголь. Мертвые души
Paris: Tériade
1948 год
Фронтиспис второго тома
Первые крупные работы Шагала в livre d'artiste (рус. «книга художника») связаны с именем знаменитого парижского маршана (торговца предметами искусства) и издателя Амбруаза Воллара. По заказу Воллара в 1923–1925 годах Шагал исполнил в гравюре на металле девяносто шесть иллюстраций к «Мертвым душам».
Художник внимательно следует за повествованием, не пропуская ни второстепенных персонажей, ни проходных эпизодов. Во многих листах гоголевские описания напрямую переводятся в изображение, с тщательным перечислением упомянутых деталей. С той же буквальностью реализованы и гоголевские «фигуры речи» – гиперболы, сравнения, метафоры.
(1877 – 1953)
Парусники в гавани Довиля.
Около 1936 года
Холст, масло. 54 х 80,8 см
В 1935–1936 годах Дюфи написал серию пейзажей, навеянных впечатлениями от находящихся рядом гаваней Довиля и Трувиля. Эти полотна создавались в мастерской как свободные живописные композиции, однако, при всей условности в изображении приморского городка, имеют точную топографическую «привязку».
Франция.
1925 год
В начале 1920-х «эпидемия» чарльстона, фокстрота и танго охватила всю Америку и Европу. Появилась одежда в стиле «чарльстон», быстро завоевавшая эмансипированных барышень. Эмансипе порой демонстративно нарушали приличия, расширив тем самым границы «дозволенного» в женском поведении: они носили откровенные платья, делали макияж, курили.
На выставке впервые собраны хранящиеся в разных отделах музея предметы, созданные мастерами разных стран, разных поколений, разных политических жанров и художественных пристрастий, чтобы через произведения искусства осмыслить эпоху, остающуюся в тени авангарда и великой войны. В экспозицию включены не только традиционные произведения живописи, скульптуры и графики. Значительную ее часть составляют предметы, относящиеся к новому виду искусства, родившемуся только в прошлом столетии – livre d'artiste / книге художника. С ними соседствуют образцы костюма, линии которого несут на себе отпечаток дерзкого стиля ар-деко, и киноафиши.
Первый зал экспозиции посвящен живописи и скульптуре 1920 - 1930-х годов. Первая мировая война перевернула мир большинства деятелей авангарда, в творчестве которых, как и в творчестве художников следующего поколения, отчетливо стала выявляться тенденция возвращения к порядку, ясности и равновесию. Так, Массимо Кампильи, участник Первой мировой войны, учился живописному мастерству на экспозициях Лувра, особенно в залах искусства древнего Египта и греческой античности. В то же время он живо интересовался кубизмом и неоклассицизмом Пабло Пикассо. Сочетание классики и современности воплощает в себе полотно Кампильи «Швеи» (1925 год), представленное на выставке.
Многие живописцы и графики той эпохи так или иначе испытали на себе влияние Пабло Пикассо. На выставке представлена оригинальная графика художника и образцы livre d’artiste его работы. Творческий импульс великого испанца проявился в представленных на выставке архитектоничных штудиях женской фигуры, созданных Александром Архипенко. На выставке представлены коллажи, рисунки и образцы livre d’artiste работы Пикассо.
После Первой мировой войны находят собственный стиль и темы французы Рауль Дюфи и Жорж Руо, начинавшие с увлечения фовизмом и кубизмом. Элегантность и истинно французский шик Дюфи соединил с безыскусностью и искренностью детского рисунка. Экспрессивность кисти Руо подчинена его поискам нового живописного языка для воплощения главных тем Евангелия. Продолжателем авангардных идей кубизма в механистичном ключе в духе эстетики функционализма выступил Фернан Леже.
В 1922 году в Италии образовалась группа «Новеченто», уже своим названием заявлявшая о рождении искусства, которое должно стать воплощением XX века, но в русле традиции, идущей от Возрождения. Современность звучит и в скульптуре Франческо Мессины, сочетавшего опору на классику с натурными штудиями. Его произведения вошли в состав экспозиции наряду с работами Георга Кольбе, Эмиля Антуана Бурделя, Фрица Бена и Герберта Гарбе.
Рисунки, представленные на выставке, были исполнены крупнейшими художниками и скульпторами эпохи, в частности, Полем Синьяком, Георгом Кольбе, Эмилем Нольде.
В 2019 году исполняется 150 лет со дня рождения Анри Матисса, величайшего мастера цвета и линии в XX веке. В экспозиции ему отведен отдельный зал, в котором художник представлен двумя живописными произведениями, скульптурой и рядом рисунков. Большинство показываемых произведений Эрмитаж получил в дар от Лидии Николаевны Делекторской (1910–1998), многолетней помощницы и музы художника. Среди рисунков есть и натюрморты, и пейзажи, но превалируют портреты самой Делекторской. Иногда они были связаны с работой над холстами, иногда имели иной прикладной характер, но большинство вполне самостоятельны. Такое ежедневное упражнение руки и глаза мастер сравнивал с работой акробата, которому требуется постоянно трудиться для поддержания формы. О портретах Делекторской он говорил так: «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии; я знаю ее, как какую-нибудь букву».
Тема рисунка продолжается в зале, посвященном другому виду искусства, достигшему расцвета в 1910-х – 1940-х годах, - livre d’artiste (буквально – «книга художника»). Как правило, это книга, иллюстрированная оригинальными эстампами, набранная вручную специально подобранным шрифтом, отпечатанная на высококачественной бумаге, выпущенная очень небольшим (обычно не более 300–400 экземпляров) тиражом. Однако главная особенность livre d’artiste в том, что это — работа художника (живописца, скульптора). В этом жанре плодотворно работали крупнейшие мастера XX века —Матисс, Шагал, Пикассо, Руо. Десять изданий, включенных в состав экспозиции, входят в число бесспорных шедевров «книги художника» первой половины – середины XX века. Примечательна работа Марка Шагала над изданием «Мёртвых душ» Николая Гоголя. Художник внимательно следует за повествованием, не пропуская ни второстепенных персонажей, ни проходных эпизодов. Во многих листах гоголевские описания напрямую переводятся в изображение, с тщательным перечислением упомянутых деталей. С той же буквальностью реализованы и гоголевские «фигуры речи» – гиперболы, сравнения, метафоры.
Работы, которые вошли в состав выставки, – это своего рода фрагменты огромного полотна, разорванного Второй мировой войной, разными путями оказавшиеся в Эрмитаже. Большинство из них – первоклассные произведения, чья художественная ценность бесспорна вне зависимости от исторического контекста.
Куратор выставки – Наталья Борисовна Дёмина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
К выставке «Матисс, Пикассо, Шагал… Искусство Западной Европы 1910-х – 1940-х годов в собрании Эрмитажа» подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Славия, 2019), который предваряет вступительная статья Н.Б. Дёминой.